МЕТОДИКА:                                  
                             Тест выбора цвета                              
                          (Luscher Farbwahl Test)                           
                            (8-цветный вариант)                             
                              (по М. Люшеру).                               
 
      Проективная методика исследования личности. Основана на  субъективном 
 предпочтении цветовых стимулов. Опубликована М. Люшером в 1948г.           
      Многие авторы полагают, что за долгую историю развития человечества в 
 культурной традиции сложились неосознаваемые (биоархетипические)  соответ- 
 ствия между отдельными цветами и определенными символическими  значениями. 
 При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное  ассоции- 
 рование физиологического ощущения с закрепленным в данной культурной  тра- 
 диции символическим смыслом.                                               
     Однако сомнения в состоятельности данной концепции вызывает  факт  су- 
 ществования различий символических значений, связанных с одними и теми  же 
 цветами в различных культурных традициях. Конечно,  влияние  культуральных 
 конструктов на цветовосприятие имеет место, когда глубоко укоренившиеся  в 
 психике социальные конвенции и те или иные этнопсихологические особенности 
 налагаются на "физиологический" смысл цвета. К  примеру,  коммунистические 
 страны находились под превалирующим  давлением  красной  гаммы  цветов,  а 
 страны фундаментального ислама отмечены предпочтением зеленого. Но к  рас- 
 крытию сущности процесса психологического воздействия цвета  эта  гипотеза 
 отношения не имеет. Остается открытым вопрос о возникновении самих  симво- 
 лических значений. Они не могли появиться на основе  "социального  догово- 
 ра", ибо фундаментом процесса "осмысления" и "означивания" цвета  является 
 глубинная связь, существующая между особенностями тех  или  иных  световых 
 вибраций и неосознаваемой психической динамикой.  Нужны  иные  объяснения, 
 которые и предложил М.Люшер.                                               
     Люшер разработал основы функциональной  психологии  цветовосприятия  и 
 создал на ее базе широко известный в  практике  психодиагностики  цветовой 
 тест, относящийся к высокоэффективным проективным методикам  и  предназна- 
 ченный для изучения ситуативного эмоционального состояния  личности  и  ее 
 адаптации к различным социально-психологическим  ситуациям.  Эта  методика 
 почти полвека успешно используется десятками тысяч педагогов, психиатров и 
 психологов во всех странах мира. Она применяется в  изучении  особенностей 
 психологии различных групп, профессиональных прослоек, этносов и  субкуль- 
 турных объединений.                                                        
     При первом знакомстве с цветотестом Люшера прежде всего поражает явное 
 несоответствие между предельной простотой методики  и  колоссальной  слож- 
 ностью информации о процессах, протекающих в бессознательном тестируемого. 
 Простотой эта методика обязана принципу ранжирования. В зависимости от ха- 
 рактера субъективного предпочтения, в соответствии со специально  разрабо- 
 танными таблицами интерпретаций психодиагностики может  реально  судить  о 
 структурной динамике психических процессов. В основе теста лежат фундамен- 
 тальные закономерности связи между разнокачественными цветоэнергиями и оп- 
 ределенными психическими процессами, состояниями и явлениями.              
 
      Стимульный материал теста состоит из стандартных разноцветных,  выре- 
 занных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. Полный набор состоит  из  73 
 квадратов различных цветов и оттенков. Обычно используют неполный набор из 
 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в  порядке  присвоенного 
 им номера) синий, зеленый, красный, желтый,  а  дополнительными Ч фиолето- 
 вый, коричневый, черный и серый (нулевой). Упрощенная процедура обследова- 
 ния (для восьми цветов) сводится к одновременному предъявлению обследуемо- 
 му всех цветных квадратов на белом фоне с предложением выбрать один наибо- 
 лее понравившийся, приятный. Выбранный квадрат переворачивается и отклады- 
 вается в сторону, затем процедура повторяется. Образуется ряд квадратов, в 
 котором цвета располагаются по их привлекательности для обследуемого. Пер- 
 вые два цвета считаются явно предпочитаемыми, третий и четвертый предпочи- 
 таемыми, пятый и шестой нейтральными, а седьмой и восьмой вызывающими  ан- 
 типатию, негативное отношение.                                             
      Психологическая интерпретация полученного  ряда  субъективного  пред- 
 почтения цвета опирается, во-первых, на предположение о том,  что  каждому 
 цвету присуще определенное символическое значение, напр.: красный - стрем- 
 ление к власти, доминированию, зеленый - упорство, настойчивость.  Во-вто- 
 рых, считается, что ряд  цветового  предпочтения  отражает  индивидуальные 
 особенности обследуемого. При этом функциональную значимость  имеет  пози- 
 ция, занимаемая конкретным цветом. Например, полагают, что первые две по-  
 зиции ряда определяют цели индивидуума и  способы  их  достижения,  а  две  
 последние подавляемые потребности, символизируемые данными цветами.  Выбор 
 в области основных цветов связывается с тенденциями осознаваемыми, а среди 
 дополнительных - со сферой бессознательного.                               
      В исследованиях Н. Н. Пуховского (1995)  посвященых  психометрической 
 разработке теста (8-цветный вариант) высказывается мнение, что тест Люшера 
 "запускает" нейропсихологические механизмы  категориального  цветовосприя- 
 тия. Предполагается, что при традиционной процедуре  тестирования  взаимо- 
 расположение некоторых пар цветов в 8-позиционном ряду неслучайно, их  со- 
 четание без повторений подчиняется закону нормального распределения и  от- 
 ражает закономерности функционирования психологических механизмов,  форми- 
 рующих актуальное психическое состояние и устойчивые особенности личности. 
 Приводятся данные, подтверждающие гипотезу, и делается вывод  о  том,  что 
 тест чувствителен к малейшим изменениям актуального состояния, а также мо- 
 жет быть полезен для изучения личностных особенностей.                     
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Цветовой тест Люшера - это психодиагностическая  методика  в  которой 
 точность измерения, а также сопоставимость результатов тестирования с  ре- 
 зультатами других исследований зависит от соответствия  цветовых  эталонов 
 стимульного материла оригинальному варианту М. Люшера.                     
      В случае применения классического варианта  тестирования  в  условиях 
 отраженного света на результаты тестирования могут влиять следующие факто- 
 ры.                                                                        
      1. Тип освещенности помещения в котором проводится тестирование.      
      Дневное и искуственное освещение имеют разные цветовые  характеристи- 
 ки.                                                                        
      Дневное освещение в солнечную погоду и дневное освещение в  пасмурную 
 погоду - это несколько разные типы освешщенности.                          
      При дневном освещении утренний, обеденный и вечерний  солнечный  свет 
 также отличается преобладанием тех или иных спектральных характеристик.    
      Искуственное освещение от обычных ламп накаливания и искуственное ос- 
 вещение от люминисцентных ламп - это разные типы освещенности.             
      Яркость (мощность) искуственных источников освещения на единицу  пло- 
 щади помещения влияют на изменение цветовой гаммы стимульного материала.   
      Отраженный свет от предметов различного цвета находящихся в помещении 
 вносит свои поправки в цветовые характеристики цветовых эталонов теста Лю- 
 шера.                                                                      
      2. Размер цветовых эталонов.                                          
      В оригинальном варианте стимульный материал  состоит  из  стандартных 
 разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм.  Изменение 
 размеров квадратов может усиливать или ослаблять  интенсивность  цветового 
 воздействия и, следовательно, влиять  последовательность  выбора  цветовых 
 эталонов.                                                                  
      В силу константности зрительного восприятия человека эти различия мо- 
 гут показаться не очень существенными.  Но,  феноменологическая  констант- 
 ность человеческого восприятия и константность  реального  психофизиологи- 
 ческого воздействия цветовых эталонов на реакцию  выбора  цветовых  этало- 
 нов - это не одно и тоже.                                                  
 
      Тестирование с применением компьютерных версий теста Люшера отличает- 
 ся тем, что монитор сам является источником излучения, а не использует от- 
 раженный свет.                                                             
      Современные цветные мониторы способны  воспроизводить  до  16 777 216 
 цветовых оттенков, что значительно превышает зрительный  порог  различения 
 человеческого глаза, который составляет не более 4 млн. цветовых оттенков. 
      И тем не менее, индивидуальные  технические  параметры  персонального 
 компьютера, а также индивидуальные настройки уровня яркости и контрастнос- 
 ти монитора могут в определенной мере влиять на восприятие цветовых этало- 
 нов методики.                                                              
      В данной компьютерной программе предусмотрен редактор цветовых этало- 
 нов, который позволяет оперативно производить цветовую коррекцию  стимуль- 
 ного материала при каждом тестировании, а также сохранять  выбранные  нас- 
 тройки для последующего вопроизведения.                                    
 
      Рекомендации:                                                         
      1. До начала тестирования установите максимальную  яркость  и  макси- 
 мальное разрешение Вашего монитора.                                        
      2. Установите угол зрения монитора обеспечивающий наилучешее  воспро- 
 изведение стимульного материала.                                           
      3. Установите соответствие цветовых эталонов компьютерной версии  ме- 
 тодики и цветовых эталонов оригинальной версии в  зависимости  от  условий 
 освещенности помещения.                                                    
      3. Изменить размеры цветовых эталонов можно простым изменением разме- 
 ров окна данной программы.                                                 
 
     Примерное время тестирования 5 минут.                                  
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Тест выбора цвета (Luscher Farbwahl Test).                       
 Ф.И.О: _____________________                                               
 Доп. данные: _______________                                               
 
 
                       ВОСЬМИЦВЕТНЫЙ НАБОР.                                 
 
            !!!                       !                                     
             C                        A    A    A                           
               +         x         -    -    -                              
Выбор N1:   (0    1)  (5    2)  (4   (3)  (7)   6)   Всего:  4!  7*         
Выбор N2:   (0    1)  (2    5)  (4   (3)  (7)   6)   Всего:  4!  7*         
               +         x         -    -    -                              
             C                        A    A    A                           
            !!!                       !                                     
 
                Код интерпретации по первому выбору:                        
 
  Конфликт:   *         ***     *                                           
  Группы:  +0+1  x5x2  -4-3  -3-7  -7-6                                     
 
  Конфликт:              **                                                 
  Актуальная проблема: +0-3                                                 
 
                Код интерпретации по второму выбору:                        
 
  Конфликт:   *         ***     *                                           
  Группы:  +0+1  x2x5  -4-3  -3-7  -7-6                                     
 
  Конфликт:              **                                                 
  Актуальная проблема: +0-3                                                 
 
 
 
                            ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                  
 
   ЖЕЛАЕМЫЕ ЦЕЛИ, ИЛИ ПОВЕДЕНИЕ, ПРОДИКТОВАННОЕ ЖЕЛАЕМЫМИ ЦЕЛЯМИ.           
 
 +0+1                                                                       
      Чувствует, что конфликты и ссоры вымотали его и  хочет  огра-         
 дить себя от них.  Нуждается в мирной и  спокойной  обстановке,  в         
 которой он мог бы расслабиться и набраться сил.                            
 
      СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ ИЛИ ПОВЕДЕНИЕ, УМЕСТНОЕ ПРИ              
                     ДАННОМ ПОЛОЖЕНИИ ВЕЩЕЙ.                                
 
 x2x5                                                                       
      Пытается улучшить представление о себе  других  людей,  чтобы         
 они относились к его желаниям  и  потребностям  благожелательно  и         
 проявляли бы уступчивость.                                                 
 
      ОТРИЦАЕМЫЕ ИЛИ ПОДАВЛЯЕМЫЕ СВОЙСТВА, ИЛИ НЕСУЩИЕ ТРЕВОГУ              
                            СВОЙСТВА.                                       
 
 -3-7                                                                       
      Физиологическая интерпретация: Стресс, вызванный  разочарова-         
 ниями, которые принесла с собой некоторая  нежелательная  ситуация         
 (главным образом, в 7/8 поз., меньше в 6/7 поз.).                          
      Психологическая интерпретация: Чувствует, что попал в  непри-         
 ятную ситуацию и бессилен как-либо исправить это  положение.  Рас-         
 сержен и раздражен, т.к. сомневается, что сможет достичь своих це-         
 лей и фрустрирован почти до состояния  нервного  истощения.  Хочет         
 выпутаться из этой ситуации, почувствовать  меньше  ограничений  и         
 обрести свободу принимать решения самостоятельно.                          
      Коротко: Фрустрированное желание независимости (первая группа         
 цветов нужна для компенсации).                                             
 
 -4-3                                                                       
      Физиологическая интерпретация: Стрессы, вызванные разочарова-         
 нием, привели к возбуждению и тревоге.                                     
      Психологическая интерпретация: Стремится производить  хорошее         
 впечатление, однако, беспокоится и сомневается в возможности успе-         
 ха. Считает, что он вправе получить то, на что он питает надежду и         
 чувствует себя беспомощным и страдает, когда обстоятельства обора-         
 чиваются против него. Однако, лишь возможность неудач  чрезвычайно         
 его огорчает и это может привести даже к нервному истощению. Видит         
 в себе жертву, которую ввели в заблуждение и чьим  доверием  злоу-         
 потребили, принимает этот вымысел за действительность  и  пытается         
 убедить себя, что в его неудаче достичь какого-то положения и при-         
 знания виноваты другие.                                                    
      Коротко: Неадекватное самооправдание  (первая  группа  цветов         
 характеризует компенсацию).                                                
 
 -7-6                                                                       
      Физиологическая интерпретация: Стресс, вызванный  неприятными         
 ему ограничениями или запретами (в 7/8 поз., но  главным  образом,         
 если есть пометка "тревога").                                              
      Психологическая интерпретация: Сопротивляется какому бы то ни         
 было давлению со стороны других и требует себе  независимости  как         
 личности. Хочет сам, без чьего-либо вмешательства искать и  прини-         
 мать решения и делать выводы. Ненавидит однообразие и заурядность.         
 Поскольку он хочет, чтобы в нем видели  человека, мнение  которого         
 является  авторитетным - ему  трудно  признавать  свою  неправоту,         
 иногда он лишь с неохотой принимает и с трудом понимает точку зре-         
 ния другого.                                                               
      Коротко: Требование независимости и совершенства.                     
 
       АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, ИЛИ ПОВЕДЕНИЕ, ВЫЗВАННОЕ СТРЕССОМ.              
 
 +0-3                                                                       
      Истощение жизненной энергии сделало непереносимым  дальнейшее         
 возбуждение и какие-либо требования к нему. Ощущение бессилия  вы-         
 зывает у него беспокойство, раздражение причиняет острую боль,  от         
 которой он пытается избавиться, отказываясь от  какого-либо  даль-         
 нейшего прямого участия. Он ограничивает себя, надеясь при  помощи         
 осторожности, скрывая свою решимость, в конце концов добиться сво-         
 его.