МЕТОДИКА:                                  
                     Стиль интерперсонального поведения                     
                      (Leary Interpersonal Diagnosis)                       
                                (T. Лири).                                  
 
      Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г.  и  пред- 
 назначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном  "Я", 
 а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной ме- 
 тодики выявляется преобладающий тип  отношений  к  людям  в  самооценке  и 
 взаимооценке.                                                              
      При исследовании межличностных отношений  наиболее  часто  выделяются 
 два фактора: доминирование-подчинение и  дружелюбие-агрессивность.  Именно 
 эти факторы определяют общее впечатление о человеке  в  процессах  межлич- 
 ностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе  главных  компонентов 
 при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть  со- 
 отнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала  Ч. Ос- 
 гуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом  американскими 
 психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается 
 по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространст- 
 ве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение,  дружелюбие-агрес- 
 сивность, эмоциональность-аналитичность.                                   
      Для представления основных социальных ориентаций  Т. Лири  разработал 
 условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по  го- 
 ризонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирова- 
 ние-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разде- 
 лены на восемь - соответственно более частным отношениям.  Для  еще  более 
 тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются  октанты, 
 определенным образом ориентированные относительно двух главных осей. Схема 
 Т. Лири основана на предположении, что чем  ближе  оказываются  результаты 
 испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих  двух  пере- 
 менных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминиру- 
 ют вертикальная (доминирование-подчинение) и  горизонтальная  (дружелюбие- 
 враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра  окружности 
 указывает на адаптивность или экстремальность  интерперсонального  поведе- 
 ния.                                                                       
      Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в  каждом  из  8 
 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей  интен- 
 сивности. Методика построена так, что суждения, направленные на  выяснение 
 какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым  образом:  они 
 группируются по 4 и повторяются через равное количество  определений.  При 
 обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.                
      Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого пове- 
 дения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для  само- 
 оценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В  соответствии 
 с этими уровнями диагностики меняется инструкция для  ответа.  Разные  на- 
 правления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопостав- 
 лять данные по отдельным аспектам.  Например,  "социальное "Я",  "реальное 
 "Я", "мои партнеры" и т.д. Методика может  быть  представлена  респонденту 
 либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных кар- 
 точках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его 
 представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.         
      Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена   на  четыре 
 степени выраженности отношения:                                            
 
      адаптивное поведение:                                                 
      0-4 балла  - низкая                                                   
      5-8 баллов - умеренная                                                
 
      экстремальное до патологии поведение                                  
      9-12 баллов - высокая                                                 
     13-16 баллов - экстремальная                                           
 
      В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с  помощью 
 специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся  на  диско- 
 грамму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов  по 
 данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личнос- 
 тный профиль.                                                              
      По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: 
 доминирование и дружелюбие.                                                
      Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + II - IV - VI).                
      Дружелюбие    = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI).            
      Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дис- 
 кограмм, демонстрирующих  различие  между  представлениями  разных  людей. 
 С.В. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности 
 восприятия, степени благополучности положения личности в  группе,  степени 
 осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности. Методи- 
 ческий прием позволяет изучать проблему  психологической  совместимости  и 
 часто используется в практике семейной консультации, групповой  психотера- 
 пии и социально-психологического тренинга.                                 
 
      Литература:                                                           
      Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный ва- 
 риант интерперсональной диагностики Т.Лири. - М: Изд-во ВНИИТЭМР,1990.     
 
      Примерное время тестирования 30-40 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Leary Interpersonal Diagnosis.                                   
 Ф.И.О: _______________________________                                     
 Доп. данные: _________________________                                     
 
 
                              Диаграмма.                                    
 
                   *                                                        
                16 ┼                                                        
                15 ┼                                                        
                14 ┼                                                        
                13 ┼                                                        
                12 ┼─────────────────────────────────                       
                11 ┼                                                        
                10 ┼                                                        
                 9 ┼          ▄▄                  ▄▄                        
                 8 ┼──────────██──▄▄──────────────██─                       
                 7 ┼          ██  ██      ▄▄  ▄▄  ██                        
                 6 ┼  ▄▄      ██  ██      ██  ██  ██                        
                 5 ┼  ██      ██  ██      ██  ██  ██                        
                 4 ┼──██──────██──██──────██──██──██─                       
                 3 ┼  ██  ▄▄  ██  ██  ▄▄  ██  ██  ██                        
                 2 ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██                        
                 1 ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██                        
                 0 ┼──+───+───+───+───+───+───+───+───*                     
                     PA  BC  DE  FY  HY  YK  ZM  NO                         
 
                                Факторы:                                    
                    1. Лидерство         -  PA =  6                         
                    2. Независимость     -  BC =  3                         
                    3. Прямолинейность   -  DE =  9                         
                    4. Критичность       -  FY =  8                         
                    5. Уступчивость      -  HY =  3                         
                    6. Доверчивость      -  YK =  7                         
                    7. Компромиссность   -  ZM =  7                         
                    8. Отзывчивость      -  NO =  9                         
 
                 Cоотношения противоположных тенденций:                     
                   Инициативность     -  PA-HY =   3                        
                   Самодостаточность  -  BC-YK =  -4                        
                   Непреклонность     -  DE-ZM =   2                        
                   Дистантность       -  FY-NO =  -1                        
 
                                Векторы:                                    
                     Доминирование      -  V =   1                          
                     Доброжелательность -  G =   2                          
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Настойчивость в достижении цели, открытость, прямолинейность,         
 принципиальность, строгость и резкость в оценке других,  убежден-          
 ность в собственной правоте, чувствительность к критике.                   
 
      Бескорыстность, стремление во всем помогать окружающим, выра-         
 женная эмоциональная вовлеченность в проблемы других, великодушие,         
 милосердие, щедрость, заботливость, обязательность.