МЕТОДИКА:                                  
                     Опросник способов совладания (ОСС)                     
                          (Р. Лазарус, С. Фолкман)                          
                    (Ways of Coping Questionnaire - WCQ)                    
                        (Lazarus R.S., Folkman S.)                          
          (Адаптация: Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляева).          
 
      Методика предназначена для  определения  копинг-механизмов,  способов 
 преодоления трудностей в различных сферах  психической  деятельности,  ко- 
 пинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной  методикой  в 
 области  измерения  копинга.  Методика  была  разработана  Р. Лазарусом  и 
 С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована  Т.Л. Крюковой,  Е.В. Куфтяк,  М.С. 
 Замышляевой в 2004 году.                                                   
 
                            Теоретические основы.                           
      Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы  методики, 
 есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида  с 
 целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, 
 которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие  его 
 ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными  обстоятельствами  со- 
 стоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо  уменьшить  их  отрица- 
 тельные последствия, либо избежать этих  трудностей,  либо  вытерпеть  их. 
 Можно определить совладающее  поведение  как  целенаправленное  социальное 
 поведение, позволяющее  справиться  с  трудной  жизненной  ситуацией  (или 
 стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - че- 
 рез осознанные стратегии действий. Это сознательное  поведение  направлено 
 на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю,  или 
 на приспособление к ней, если ситуация не поддается  контролю.  При  таком 
 понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его  стили  и 
 стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального 
 поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями. 
 
                         Содержание тестовых шкал.                          
 
      1. Конфронтация.                                                      
      Стратегия конфронтации предполагает попытки  разрешения  проблемы  за 
 счет не всегда целенаправленной  поведенческой  активности,  осуществления 
 конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на  от- 
 реагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. При выра- 
 женном предпочтении этой стратегии могут наблюдаться импульсивность в  по- 
 ведении (иногда с элементами враждебности и конфликтности),  враждебность, 
 трудности планирования действий, прогнозирования их результата,  коррекции 
 стратегии поведения, неоправданное упорство. Копинг-действия при этом  те- 
 ряют свою целенаправленность и становятся преимущественно результатом раз- 
 рядки эмоционального напряжения. Часто стратегия конфронтации рассматрива- 
 ется как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает 
 способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприим- 
 чивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать  собственные 
 интересы, справляться с тревогой в стрессогенных условиях.                 
      Положительные стороны: возможность активного противостояния  труднос- 
 тям и стрессогенному воздействию.                                          
      Отрицательные стороны: недостаточная целенаправленность и  рациональ- 
 ная обоснованность поведения в проблемной ситуации.                        
 
      2. Дистанцирование.                                                   
      Стратегия дистанцирования предполагает попытки преодоления негативных  
 переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения  ее  значи- 
 мости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно  использова- 
 ние интеллектуальных приемов рационализации,  переключения  внимания,  от- 
 странения, юмора, обесценивания и т.п.                                     
      Положительные стороны: возможность снижения  субъективной  значимости  
 трудноразрешимых ситуаций и предотвращения интенсивных эмоциональных реак- 
 ций на фрустрацию.                                                         
      Отрицательные стороны: вероятность обесценивания собственных  пережи- 
 ваний, недооценка значимости и возможностей действенного преодоления проб- 
 лемных ситуаций.                                                           
 
      3. Самоконтроль.                                                      
      Стратегия самоконтроля предполагает  попытки  преодоления  негативных   
 переживаний в связи с проблемой за  счет  целенаправленного  подавления  и  
 сдерживания эмоций, минимизации их влияния  на  оценку  ситуации  и  выбор 
 стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к  самооблада- 
 нию. При отчетливом предпочтении стратегии самоконтроля у  личности  может 
 наблюдаться стремление скрывать от окружающих свои переживания и  побужде- 
 ния в связи с проблемной ситуацией. Часто такое поведение  свидетельствует 
 о боязни самораскрытия, чрезмерной требовательности к себе,  приводящей  к 
 сверхконтролю поведения.                                                   
      Положительные стороны: возможность избегания эмоциогенных импульсивных  
поступков, преобладание рационального подхода к проблемным ситуациям.       
      Отрицательные стороны: трудности выражения переживаний, потребностей и  
побуждений в связи с проблемной ситуацией, сверхконтроль поведения.         
 
      4. Поиск социальной поддержки.                                        
      Стратегия поиска социальной поддержки предполагает попытки разрешения 
 проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска  инфор- 
 мационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентирован- 
 ность на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания,  совета,  со- 
 чувствия. Поиск преимущественно информационной поддержки предполагает  об- 
 ращение за рекомендациями к экспертам и знакомым, владеющим с точки зрения 
 респондента необходимыми знаниями. Потребность преимущественно  в  эмоцио- 
 нальной поддержке проявляется стремлением быть выслушанным, получить эмпа- 
 тичный ответ, разделить с кем-либо свои переживания.  При  поиске  преиму- 
 щественно действенной поддержки ведущей является потребность в помощи кон- 
 кретными действиями.                                                       
       Положительные стороны: возможность  использования  внешних  ресурсов 
 для разрешения проблемной ситуации.                                        
       Отрицательные стороны: возможность  формирования  зависимой  позиции 
 и/или чрезмерных ожиданий по отношению к окружающим.                       
 
      5. Принятие ответственности.                                          
      Стратегия принятия ответственности предполагает  признание  субъектом 
 своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ря- 
 де случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. При  уме- 
 ренном использовании данная стратегия отражает стремление личности к пони- 
 манию зависимости между собственными действиями и их последствиями, готов- 
 ность анализировать свое поведение, искать причины актуальных трудностей в  
 личных недостатках и ошибках. Вместе с тем, выраженность данной  стратегии 
 в поведении может приводить к неоправданной самокритике, переживанию  чув- 
 ства вины и неудовлетворенности собой. Указанные особенности, как  извест- 
 но, являются фактором риска развития депрессивных состояний.               
      Положительные стороны: возможность понимания личной роли в  возникно- 
 вении актуальных трудностей.                                               
      Отрицательные стороны: возможность необоснованной самокритики и  при- 
 нятия чрезмерной ответственности.                                          
 
      6. Бегство-избегание.                                                 
      Стратегия бегства-избегания предполагает попытки преодоления  личнос- 
 тью негативных переживаний в связи с трудностями за счет  реагирования  по 
 типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования,  неоправданных  ожида- 
 ний, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания мо- 
 гут наблюдаться неконструктивные формы поведения в  стрессовых  ситуациях: 
 отрицание либо полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности 
 и действий по разрешению возникших  трудностей,  пассивность,  нетерпение, 
 вспышки раздражения, погружение в фантазии, переедание, употребление алко- 
 голя и т.п., с  целью  снижения  мучительного  эмоционального  напряжения.  
 Большинством исследователей эта стратегии рассматривается  как  неадаптив- 
 ная, однако это обстоятельство не исключает ее пользы в отдельных ситуаци- 
 ях, в особенности в краткосрочной перспективе и при  острых  стрессогенных 
 ситуациях.                                                                 
      Положительные стороны: возможность быстрого  снижения  эмоционального  
 напряжения в ситуации стресса.                                             
      Отрицательные стороны: невозможность разрешения проблемы, вероятность  
 накопления трудностей, краткосрочный эффект  предпринимаемых  действий  по  
 снижению эмоционального дискомфорта.                                       
 
      7. Планирование решения проблемы.                                     
      Стратегия планирования решения проблемы предполагает попытки  преодо- 
 ления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных  ва- 
 риантов поведения, выработки стратегии разрешения  проблемы,  планирования 
 собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и  имею- 
 щихся ресурсов. Стратегия рассматривается большинством исследователей  как 
 адаптивная, способствующая конструктивному разрешению трудностей.          
      Положительные стороны: возможность целенаправленного  и  планомерного  
 разрешения проблемной ситуации.                                            
      Отрицательные стороны: вероятность чрезмерной рациональности,  недос- 
 таточной эмоциональности, интуитивности и спонтанности в поведении.        
 
       8. Положительная переоценка.                                         
       Стратегия положительной переоценки предполагает попытки  преодоления  
 негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного пере- 
 осмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста.  Характерна 
 ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной  си- 
 туации, включение ее в более широкий контекст работы личности над самораз- 
 витием.                                                                    
      Положительные  стороны:  возможность  положительного   переосмысления 
 проблемной ситуации.                                                       
      Отрицательные стороны: вероятность недооценки личностью  возможностей  
 действенного разрешения проблемной ситуации.                               
 
 
      Литературный источник: Крюкова Т.Л.,  Куфтяк Е.В.  Опросник  способов 
 совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога.  М.: 
 2007. № 3 С. 93-112.                                                       
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Интерпретация результатов тестирования основана на следующих критери- 
 ях выраженных в процентах:                                                 
       0% -  20%  низкий уровень напряженности - адаптивный вариант  копин- 
                  га;                                                       
      21% -  40%  пониженный низкий уровень напряженности - адаптивный  ва- 
                  риант копинга;                                            
      41% -  60%  средний, адаптационный патенциал личности  в  пограничном 
                  состоянии;                                                
      61% -  80%  повышенная напряженность копинга, свидетельствует о повы- 
                  шеной тенденции к дезадаптации.                           
      81% - 100%  высокая напряженность копинга, свидетельствует о выражен- 
                  ной дезадаптации.                                         
 
      Опросник состоит из 50 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Опросник способов совладания (WCQ).                              
 Ф.И.О: _______________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                             Диаграмма:                                     
                   % *                                                      
                 100 ┼─────────────────────────                             
                  90 ┼                                                      
                  80 ┼─────────────────────────                             
                  70 ┼          ██    ██                                    
                  60 ┼─██───────██────██───────                             
                  50 ┼ ██ ██ ██ ██    ██ ██                                 
                  40 ┼─██─██─██─██────██─██─██─                             
                  30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                              
                  20 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─                             
                  10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                              
                   0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*                            
                       Кн Дс См Сп По Би Пр Пп                              
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
        1. Конфронтационный копинг        -  Кн =  11   61%                 
        2. Дистанцирование                -  Дс =  10   56%                 
        3. Самоконтроль                   -  См =  11   52%                 
        4. Поиск социальной поддержки     -  Сс =  14   78%                 
        5. Принятие ответственности       -  По =   4   33%                 
        6. Бегство-избегание              -  Би =  18   75%                 
        7. Планирование решения проблемы  -  Пр =  10   56%                 
        8. Положительная переоценка       -  Пп =   9   43%                 
        ---------------------------------------------------                 
        Интегральный тестовый показатель  -  КС =  87   58%                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Конфронтация.                                                      
      Стратегия конфронтации предполагает попытки разрешения  проб-         
 лемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой  активности,         
 осуществления конкретных действий, направленных либо на  изменение         
 ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с  воз-         
 никшими трудностями. При выраженном  предпочтении  этой  стратегии         
 могут наблюдаться импульсивность в поведении (иногда с  элементами         
 враждебности и конфликтности), враждебность, трудности  планирова-         
 ния действий, прогнозирования их результата,  коррекции  стратегии         
 поведения, неоправданное упорство. Копинг-действия при этом теряют         
 свою целенаправленность и становятся  преимущественно  результатом         
 разрядки эмоционального напряжения.  При  умеренном  использовании         
 данная стратегия обеспечивает способность  личности  сопротивлению         
 трудностям, энергичность и редприимчивость при разрешении проблем-         
 ных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы,  справляться         
 с тревогой в стрессогенных условиях.                                       
      Положительные стороны: возможность  активного  противостояния         
 трудностям и стрессогенному воздействию.                                   
      Отрицательные стороны: недостаточная целенаправленность и ра-         
 циональная обоснованность поведения в проблемной ситуации.                 
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      2. Дистанцирование.                                                   
      Стратегия дистанцирования  предполагает  попытки  преодоления         
 негативных переживаний в связи с проблемой за  счет  субъективного         
 снижения ее значимости и  степени  эмоциональной  вовлеченности  в         
 нее. Характерно использование интеллектуальных приемов  рационали-         
 зации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания  и         
 т.п.                                                                       
      Положительные стороны: возможность снижения субъективной зна-         
 чимости трудноразрешимых  ситуаций  и  предотвращения  интенсивных         
 эмоциональных реакций на фрустрацию.                                       
      Отрицательные стороны: вероятность обесценивания  собственных         
 переживаний, недооценка  значимости  и  возможностей  действенного         
 преодоления проблемных ситуаций.                                           
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      3. Самоконтроль.                                                      
      Стратегия самоконтроля предполагает попытки преодоления нега-         
 тивных переживаний в связи с проблемой за  счет  целенаправленного         
 подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на  оценку         
 ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль  поведения,         
 стремление к самообладанию. При отчетливом предпочтении  стратегии         
 самоконтроля у личности может наблюдаться стремление  скрывать  от         
 окружающих свои переживания и побуждения в связи с проблемной  си-         
 туацией. Часто такое поведение свидетельствует о  боязни  саморас-         
 крытия, чрезмерной требовательности к себе,  приводящей  к  сверх-         
 контролю поведения.                                                        
      Положительные стороны: возможность избегания эмоциогенных им-         
 пульсивных поступков, преобладание рационального подхода  к  проб-         
 лемным ситуациям.                                                          
      Отрицательные стороны: трудности выражения переживаний,  пот-         
 ребностей и побуждений в связи с проблемной ситуацией,  сверхконт-         
 роль поведения.                                                            
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      4. Поиск социальной поддержки.                                        
      Стратегия поиска социальной  поддержки  предполагает  попытки         
 разрешения проблемы за счет привлечения внешних  (социальных)  ре-         
 сурсов, поиска информационной, эмоциональной  и  действенной  под-         
 держки. Характерны ориентированность на взаимодействие с  другими          
 людьми, ожидание внимания, совета, сочувствия.  Поиск  преимущест-         
 венно информационной поддержки предполагает обращение за  рекомен-         
 дациями к экспертам и знакомым, владеющим с точки  зрения  респон-         
 дента необходимыми знаниями. Потребность преимущественно в эмоцио-         
 нальной поддержке проявляется стремлением быть выслушанным,  полу-         
 чить эмпатичный ответ, разделить с кем-либо свои переживания.  При         
 поиске преимущественно действенной поддержки ведущей является пот-         
 ребность в помощи конкретными действиями.                                  
      Положительные стороны: возможность использования внешних  ре-         
 сурсов для разрешения проблемной ситуации.                                 
      Отрицательные стороны: возможность формирования зависимой по-         
 зиции и/или чрезмерных ожиданий по отношению к окружающим.                 
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      5. Принятие ответственности.                                          
      Стратегия  принятия  ответственности  предполагает  признание         
 субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за         
 ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики  и         
 самообвинения. При умеренном использовании данная стратегия  отра-         
 жает стремление личности к пониманию зависимости между собственны-         
 ми действиями и их последствиями,  готовность  анализировать  свое         
 поведение, искать причины актуальных трудностей в личных недостат-         
 ках и ошибках. Вместе с тем, выраженность данной стратегии в пове-         
 дении может приводить  к  неоправданной  самокритике,  переживанию         
 чувства вины и неудовлетворенности собой.  Указанные  особенности,         
 как являются фактором риска развития депрессивных состояний.               
      Положительные стороны: возможность понимания  личной  роли  в         
 возникновении актуальных трудностей.                                       
      Отрицательные стороны: возможность необоснованной самокритики         
 и принятия чрезмерной ответственности.                                     
      Тестовый показатель: пониженный.                                      
 
      6. Бегство-избегание.                                                 
      Стратегия бегства-избегания предполагает попытки  преодоления         
 личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет ре-         
 агирования по типу уклонения: отрицания проблемы,  фантазирования,         
 неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом  предпоч-         
 тении стратегии избегания могут наблюдаться неконструктивные формы         
 поведения в стрессовых ситуациях: отрицание либо полное  игнориро-         
 вание проблемы, уклонение от ответственности и действий по  разре-         
 шению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки  раз-         
 дражения, погружение в фантазии, переедание, употребление алкоголя         
 и т.п., с целью снижения мучительного  эмоционального  напряжения.         
 Большинством исследователей эта стратегии рассматривается как  не-         
 адаптивная, однако это обстоятельство не исключает ее пользы в от-         
 дельных ситуациях, в особенности в краткосрочной перспективе и при         
 острых стрессогенных ситуациях.                                            
      Положительные стороны: возможность быстрого снижения  эмоцио-         
 нального напряжения в ситуации стресса.                                    
      Отрицательные стороны: невозможность разрешения проблемы, ве-         
 роятность накопления трудностей, краткосрочный эффект предпринима-         
 емых действий по снижению эмоционального дискомфорта.                      
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      7. Планирование решения проблемы.                                     
      Стратегия планирования решения проблемы предполагает  попытки         
 преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации  и         
 возможных  вариантов  поведения,  выработки  стратегии  разрешения         
 проблемы, планирования собственных действий с  учетом  объективных         
 условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Это адаптивная стра-         
 тегия, способствующая конструктивному разрешению трудностей.               
      Положительные стороны: возможность целенаправленного и плано-         
 мерного разрешения проблемной ситуации.                                    
      Отрицательные стороны: вероятность чрезмерной рациональности,         
 недостаточной эмоциональности, интуитивности и спонтанности в  по-         
 ведении.                                                                   
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      8. Положительная переоценка.                                          
      Стратегия положительной переоценки предполагает попытки прео-         
 доления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее  по-         
 ложительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для  лич-         
 ностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, фи-         
 лософское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более ши-         
 рокий контекст работы личности над саморазвитием.                          
      Положительные стороны: возможность положительного  переосмыс-         
 ления проблемной ситуации.                                                 
      Отрицательные стороны: вероятность недооценки личностью  воз-         
 можностей действенного разрешения проблемной ситуации.                     
      Тестовый показатель: средний.