МЕТОДИКА:                                  
                 Шкала оценки коммуникативных речевых навыков               
                               (Р. Эриксон)                                 
                  (Адаптация для русскоязычного контингента:                
                        В.А. Калягин, Л Н. Мацько).                         
 
      Методика предназначена для оценки меры фиксации на своем речевом  де- 
 фекте. Ее ценность заключается в том, что она позволяет описывать  симпто- 
 матологию психического компонента расстройства речи и голоса, а также  об- 
 ладает определенным прогностическим потенциалом.  Шкала  была  создана  Р. 
 Эриксоном специально для оценки коммуникативных  возможностей  заикающихся 
 на основании представлений о том, что их основные проблемы лежат в  диапа- 
 зоне межличностных реакций и отношений. Утверждения в шкале  сфомулированы 
 в позитивном и негативном планах по отношению к тревоге ("Мне трудно  раз- 
 говаривать перед аудиторией", "Моя речь производит хорошее  впечатление"). 
 При положительном оценивании позитивных пунктов и отрицательном негативных 
 пациент получает один балл за каждый пункт так, что максимальный возможный 
 балл соответствует количеству пунктов шкалы - 24.                          
      Предварительная апробация шкалы проведена автором методики на пятиде- 
 сяти взрослых заикающихся мужчинах и ста нормально говорящих мужчинах. Бы- 
 ла показана высокая положительная зависимость между баллами  шкалы,  само- 
 оценкой и клинической оценкой степени заикания, а также оценкой  заикающи- 
 мися результатов лечения и их описаниями своих затруднений в разных ситуа- 
 циях. В дальнейшем была увеличена надежность и валидность  методики  путем 
 коррекции отдельных пунктов шкалы.                                         
      Здесь представлен вариант, адаптированный В.А.Калягиным и Л.Н. Мацько 
 (1986) для русскоязычного контингента. Шкала была  переведена  на  русский 
 язык лингвистами, после чего предложена заикающимся. В процессе  непосред- 
 ственного тестирования были  уточнены  конкретные  формулировки  отдельных 
 пунктов. Уточнение качества перевода производилось также методом  двойного 
 перевода уже переведенного текста снова на английский язык, а затем  вновь 
 на русский.                                                                
      Анализ результатов.                                                   
      Подсчитывается суммарный балл в соответствии с ключом. За  один  балл 
 принимается ответ, совпадающий по знаку с ключом.                          
      Пункты шкалы разделяются на три субшкалы, соответствующие  направлен- 
 ности тревоги на:                                                          
      речь;                                                                 
      общение;                                                              
      уверенность.                                                          
      Знание этих характеристик позволяет проводить направленную психотера- 
 певтическую помощь.                                                        
 
      Опросник состоит из 24 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
 
      В данной программе приняты следующие условные критерии автоматической 
 интерпретации результатов тестирования:                                    
 
      По субшкалам ("речь", "общение", "уверенность"):                      
      0 - 1  низкий показатель;                                             
      2 - 3  пониженный показатель;                                         
      4 - 5  средний показатель;                                            
      6 - 7  повышенный показатель;                                         
          8  высокий показатель.                                            
 
      По общему тестовому показателю("речь" + "общение" + "уверенность"):   
       0 -  5  низкий показатель;                                           
       6 - 10  пониженный показатель;                                       
      11 - 14  средний показатель;                                          
      15 - 19  повышенный показатель;                                       
      20 - 25  высокий показатель.                                          
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
     Методика: Шкала оценки коммуникативных речевых навыков.                
     Ф.И.О: _________________                                               
     Доп. данные:____________                                               
 
 
 
                  Структура направленности тревоги:                         
 
                  Рч: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓███───────╢>                         
 
                  Об: ╟─▒▒▒──────────────────────╢>                         
 
                  Ув: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓─────────────╢>                         
 
                  Интегральный тестовый показатель:                         
 
      КРН: ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓───────────────────────────╢>            
 
             <────────[-]───────><─[==]─><────────[+]───────>               
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
                     1. Речь         -  Рч = 6                              
                     2. Общение      -  Об = 1                              
                     3. Уверенность  -  Ув = 4                              
           ---------------------------------------------                    
           Интегральный тестовый показатель  -  КРН = 11                    
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный уровень направленности тревоги на речь.                    
 
      Низкий уровень направленности тревоги на общение.                     
 
      Средний уровень тревоги, связанной с уверенностью в себе.             
 
        Интегральная оценка коммуникативных речевых навыков:                
             Средний общий уровень речевой тревожности.