МЕТОДИКА:                                  
                 Копинг-поведение в стрессовых ситуациях                    
                         (Н. Эндлер, Дж. Паркер)                            
            (Coping Inventory for Stressful Situations - CISS)              
                          (N. Endler, J. Parker)                            
                   (Адаптированный вариант Т. А. Крюковой).                 
 
      Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень 
 заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминиру- 
 ющих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.                            
      В отечественной психологии совладеющее поведение (копинг)  рассматри- 
 вается как осознанное рациональное поведение, направленное  на  устранение 
 стрессовой ситуации. Оно зависит по крайней мере от двух факторов  -  лич- 
 ности субьекта и реальной ситуации и может проявляться  на  поведенческом, 
 эмоциональном и познавательном уровнях функционирования личности.          
      Основные функции совладения - обеспечение и  поддержание  внешнего  и 
 внутреннего благополучия человека. Для этого необходимо осознание ситуации 
 и способов эффективного совладения с ней, а также умение вовремя применить 
 их в поведении. Копинг направлен на  устранение  ситуации  психологической 
 угрозы, то есть поддержание баланса между требованиями среды и  ресурсами, 
 удовлетворяющими этим условиям. Условием копинга является стресс - состоя- 
 ние человека, неспецифическая реакция на физиологическом,  психологическом 
 и поведенческом уровнях, возникающая в ответ на неблагоприятные  воздейст- 
 вия. Следовательно, совладение представляет  собой  индивидуальный  способ 
 взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значи- 
 мостью в жизни человека и его психологическими возможностями.              
      Копинг является переменной, зависящей  от  трех  факторов -  личности 
 субъекта, реальной ситуации и условий социальной поддержки.                
      Психологическая значимость копинга заключается в том, чтобы эффектив- 
 нее адаптировать человека к требованиям ситуации,  позволяя  ему  овладеть 
 ею, ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привык- 
 нуть к ним и, таким образом, погасить стрессовое  действие  ситуации.  Ко- 
 пинг-поведение имеет две функции: фокусирование на проблеме, на разрушении 
 стрессовой связи личности и среды и фокусирование на эмоциях, направленных 
 на управление эмоциональным дистрессом.                                    
      Таким образом, главная задача  копинга -  обеспечение  и  поддержание 
 благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворен- 
 ности социальными отношениями.                                             
      Существует несколько подходов к определению стратегий совладения.     
      Так, И. М. Никольская и Р. М. Грановская предлагают  дифференцировать 
 стратегии совладения на три группы: поведенческие, эмоциональные, познава- 
 тельные.                                                                   
      Первый тип подразумевает разнообразные поведенческие стратегии снятия 
 очага напряженности, обусловленного внешними и  внутренними  факторами. Ко 
 второму относится эмоциональная разрядка с целью снятия  очага  напряжения 
 или поиска социальной поддержки. Третий включает в себя стратегии,  позво- 
 ляющие нейтрализовать напряженность стресса через  изменение  субъективной 
 оценки ситуации и соответствующее изменение уровня контроля.               
      Л. И. Анциферова, основываясь на качественной конструктивности, выде- 
 ляет следующие стратегии.                                                  
      Преобразующие стратегии совладения.                                   
      Приняв решение о возможности позитивного изменения ситуации,  субъект 
 начинает формировать ее как проблему: он определяет конечную и промежуточ- 
 ные цели, намечает план решения, определяет способы достижения цели, иног- 
 да прибегает к "когнитивной репетиции". Конструктивно преобразующая  стра- 
 тегия жизни необязательно предполагает использование  практических  дейст- 
 вий, их могут заменить вербальные формы реагирования. В случае  когда  ре- 
 сурсы и резервы оказываются почти исчерпанными, происходит перестройка со- 
 держательно-смысловой и энергетическо-динамической сферы сознания. Человек 
 пытается сформировать новую систему психической саморегуляции. Среди  пре- 
 образующих стратегий выделяют следующие: "сравнение, идущее  вниз",  когда 
 человек сравнивает себя с людьми, находящимися в еще более незавидном  по- 
 ложении, "идущее вверх сравнение", когда человек вспоминает о своих  успе- 
 хах в других областях, "антипицирующее совладание" и "предвосхищение печа- 
 ли", позволяющее людям психологически подготовиться к  возможным  нелегким 
 испытаниям.                                                                
      Приемы приспособления.                                                
      К данному виду приемов относится позитивное истолкование, когда в не- 
 приятных и морально тяжелых переживаниях люди  пытаются  найти  позитивные 
 стороны. К числу приспособительных приемов принадлежит и  ролевое  поведе- 
 ние, когда человек принимает на себя определенную роль и ведет себя в  со- 
 ответствии с ней. Поскольку человек не идентифицирует себя с  этой  ролью, 
 все допускаемые промахи он относит не к себе, а  к  выбранному  персонажу. 
 Указанная техника позволяет конструктивно справляться с тягостными пережи- 
 ваниями, когда их основой становятся личностные свойства самого  человека. 
 Распространенной формой приспособительного поведения часто является  иден- 
 тификация личности с людьми более удачливыми, с  мощными  организациями  и 
 объединениями.                                                             
      Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей  и  нес- 
 частий.                                                                    
      К таким приемам относятся техники борьбы с эмоциональными  нарушения- 
 ми, вызванные неустранимыми с точки зрения субъекта негативными событиями. 
 Например, уход или бегство в трудной ситуации, который может осуществлять- 
 ся не только в практической, но и в чисто психологической форме.  Субъекты 
 ухода - это индивиды, пережившие много разочарований и неудач. Будучи дос- 
 таточно способными, они отказываются от повышения по службе  и  заманчивых 
 предложений. Избегание всех сомнительных ситуаций становится их личностной 
 особенностью. Необходимо отметить, что в некоторых случаях уход может быть 
 оправданной и конструктивной стратегией жизни, Однако бывают случаи, когда 
 человек не может ни практически преобразовать проблему, ни уйти от  источ- 
 ника опасности и страданий. В подобных случаях индивид прибегает к страте- 
 гиям, фокусирующимся на эмоциях, - стратегиям  психологической  борьбы  со 
 своими негативными эмоциями и болезненными ощущениями. Эти  приемы  некон- 
 структивны в том смысле, что не устраняют проблемы, но все же они адаптив- 
 ны, поскольку облегчают психологическое состояние. Неконструктивными стра- 
 тегиями поведения также являются различные способы психологической  защиты 
 вплоть до вытеснения проблемы из сознания, импульсивное поведение, эмоцио- 
 нальные срывы, экстравагантные поступки, агрессивные реакции, необъяснимые 
 объективными причинами.                                                    
      К распространенным приемам самосохранения относится  техника  отрица- 
 ния - отказ принять то, что случилось ошеломляющее, травмирующее  событие. 
 Отрицание позволяет субъекту перерабатывать событие малыми дозами,  посте- 
 пенно ассимилируемыми смысловой сферой личности.                           
      Совладающее поведение дифференцируется с точки  зрения  эффективности 
 совладания. Оценивать эффективность копинга необходимо при его завершении, 
 то есть в том случае, если стрессовая ситуация для индивида становится не- 
 значимой как раздражитель и освобождается энергия для решения новых задач. 
 В большинстве психологических источников критерий эффективного  совладания 
 связывается с психологическим благополучием  человека,  что  выражается  в 
 снижении уровня тревожности, раздражительности, психосоматической  симпто- 
 матики, депрессивных показателей.                                          
      Надежным критерием эффективного копинга  считается  также  ослабление 
 чувства уязвимости к стрессам. То есть, если состояние личности стабилизи- 
 руется, изменяется отношение к проблеме, не возникает субъективное чувство 
 неудовлетворенности и дискомфорта, стоит говорить об эффективном копинге.  
 
      Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях 
      Назначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами являет- 
 ся их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно  за- 
 висит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное  пове- 
 дение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является  пере- 
 оценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения. 
      Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адап- 
 тивный и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное измене- 
 ние конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной  ситуации.  Его 
 характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как  поиск 
 информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т.д. 
 Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое  приспособление 
 к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т.п. издержек 
 посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разряд- 
 ка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, от- 
 странение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно  при 
 неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих 
 названных выше типов преодолевающего поведения.                            
 
      Опросник состоит из 48 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
      Примечание к компьютерной версии:                                     
      В данной программе для автоматической интерпретации результатов  тес- 
 тирования используются условные критерии оценки выраженные в процентах:    
       0% - 19%  низкие значения;                                           
      20% - 39%  пониженные;                                                
      40% - 59%  средние;                                                   
      60% - 79%  повышенные;                                                
      80% - 100% высокие.                                                   
      Следует иметь в виду, что "сырые" баллы могут принимать  значения  от 
 16 до 80. Если на все 16 пунктов шкалы тестируемый ответит  "никогда",  то 
 сумма его ответов по данной шкале будет не 0, что было бы логично,  а  16. 
 Для того, чтобы процентная шкала начиналась с 0%, процентный показатель  в 
 данной программе расчитывается с суммы 80-16=64. Таким образом, 16 "сырых" 
 баллов = 0%, 80 = 100%.                                                    
      Тексты интерпретаций были составленны на основе содержания  утвержде- 
 ний входящих в ту или иную шкалу.                                          
      В файлы статистики записываются "сырые" тестовые баллы, так как  про- 
 центы были введены только для удобства  автоматической  интерпретации  ре- 
 зультатов тестирования.                                                    
      Для получения более точных критериев интерпретаций следует  предвари- 
 тельно создать статистическую группу "нормы" и на основе анализа  получен- 
 ного статистического распределения - таблицу  перевода  "сырых"  баллов  в 
 шкальные оценки принятые в психологии.                                     
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (CISS).                  
 Ф.И.О: __________________________                                          
 Доп. данные: ____________________                                          
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
    РЗ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████──────────────╢>              
 
    Эм ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>              
 
    Из ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────────╢>              
 
      0% <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──> 100%            
 
 
                      Tестовые показатели:                                  
 
   A. Копинг, ориентированный на решение задачи -  РЗ = 64  75%             
   B. Копинг, ориентированный на эмоции         -  Эм = 49  52%             
   C. Копинг, ориентированный на избегание      -  Из = 26  16%             
   ------------------------------------------------------------             
   c1. Cубшкала отвлечения                      -  От = 12  13%             
   c2. Субшкала социального отвлечения          -  СО =  7  10%             
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенная направленность на решение задачи в сложных,  огор-         
 чающих или стрессовых  ситуациях.  Стремление  сосредоточиться  на         
 проблеме, проанализировать ее, все взвесить,  и  принять  наиболее         
 оптимальное решение.                                                       
 
      Средний уровень склонности к погружению в эмоциональные пере-         
 живания по поводу стрессовой ситуации. Умеренно  выраженная  внут-         
 ренняя напряженность, беспокойство,  растерянность,  сосредоточен-         
 ность на своих общих недостатках и неспособности решить проблему.          
 
      Низкий уровень ориентированности на избегание решения трудной         
 ситуации. Слабое стремление думать о чем-то другом, отвлекаться на         
 общение, отдых, развлечения, любимые занятия.