МЕТОДИКА:                                  
                     Исследование мнестических процессов.                   
 
      1. Заучивание 10 слов (А.Р. Лурия).                                   
      2. Механическая память на числа (А.П. Нечаев, 1922 г., модифицирован- 
 ный метод).                                                                
      3. Смысловая память (К. Бюлер, 1907 г.,модифицированный метод).       
 
      Программа предназначена для автоматизации рутинных операций  проведе- 
 ния обследования, регистрации ответов, обработки результатов, расчета  ди- 
 агностических показателей.                                                 
      Успешность запоминания определяется рядом факторов. Ведущими  из  них 
 являются: установка субъекта на необходимость запомнить материал, применя- 
 емые им способы организации материала для запоминания, степень осмысленной 
 связи, заложенной  в самом материале, и объем материала.  При  запоминании 
 стимулов, образующих некоторый ряд, наблюдается  позиционная  зависимость. 
 Она выражается в том, что середина ряда заучивается труднее, чем его нача- 
 ло и конец. Это явление называется "эффектом края." С физиологических  по- 
 зиций оно объясняется особенностями  процессов  торможения  в  центральной 
 нервной системе. Так, если на запоминание начальных элементов ряда  дейст- 
 вует ретроактивное торможение и на запоминание конечных элементов - проак- 
 тивное торможение, то на запоминание срединных элементов влияют  оба  этих 
 вида торможения.                                                           
 
      Варианты тестирования:                                                
 
      1. Исследование динамики кратковременного (непосредственного) запоми- 
 нания и отсроченного воспроизведения.                                      
      Данная методика предложена А.Р.Лурия.                                 
      Обследуемому зачитывают десять  двухсложных (и/или односложных) слов, 
 подобранных так, чтобы между ними трудно было установить какие-либо  смыс- 
 ловые отношения. Иначе обследуемый может облегчить для себя  задание,  ис- 
 пользовав определенные мнемотехнические проемы.                            
      Инструкция состоит из нескольких этапов:                              
      а) "Сейчас я прочту несколько слов.  Слушайте  внимательно.  Когда  я 
 окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните.  Повто- 
 рять слова можно в любом порядке.";                                        
      б) "Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять  должны  повто- 
 рить их - и те, которые Вы уже называли, и те, которые в первый  раз  про- 
 пустили. Порядок слов не важен."                                           
      Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтени- 
 ями экспериментатор просто говорит: "Еще раз".                             
      После 5-кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: 
 "Через час эти же слова назовете мне еще раз". При патопсихологическом об- 
 следовании время отсроченного воспроизведения - 20-30 мин. Тех, у  которых 
 ослабление памяти определяется  клинически,  просят  проделать  это  через 
 10-15 мин. Количество экспериментальных проб при  патопсихологическом  об- 
 следовании может быть увеличено до 10.                                     
      Через указанное время испытуемый по просьбе исследователя воспроизво- 
 дит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова.                  
      В промежутке желательно избегать заданий,  связанных  с  запоминанием 
 словесного материала, можно провести исследование по таблицам Шульте, кор- 
 ректурную пробу и т.д.                                                     
      В протоколе опыта отмечают слова, называемые правильно и  ошибочно (с 
 помощью MS-Mouse или клавиатуры). Также фиксируются случаи повторных  пра- 
 вильных воспроизведений называемого слова в каждой пробе. Для  того  чтобы 
 проследить за порядком запоминания и воспроизведения ряда, исследующий от- 
 мечает каждое воспроизведенное слово номерами, соответствующими порядку их 
 воспроизведения.                                                           
      Очень полезно сочетать данный опыт с исследованием того, как меняется 
 "уровень требований", предъявляемых испытуемым к процессу своего запомина- 
 ния, и как это изменение зависит от  учета  достигнутых  в  предшествующем 
 опыте результатов. Для этой цели испытуемого, который только что  запомнил 
 определенное количество слов спрашивают, сколько слов он берется запомнить 
 в последующем повторении ряда, после чего переходят к дальнейшему заучива- 
 нию.                                                                       
 
      Обычно здоровые обследуемые воспроизводят 10 слов уже после 4-5  пов- 
 торений, при тренированной памяти - после двух  повторений (Б.М. Блейхер). 
 По данным других авторов, при обследовании взрослых к третьему  повторению 
 испытуемые с нормальной памятью воспроизводят правильно до 9 или 10 слов.  
      При заучивании 12 чисел в исследованиях К.К. Платонова были  получены 
 следующие результаты:                                                      
      При слуховом предъявлении материала: лучший результат -  7  чисел  из 
 12, худший - 2. При вторичном воспроизведении (ретенции) соответственно  8 
 и 1.                                                                       
      При зрительном предъявлении лучший результат - 9 из 12, худший - 3.   
 При вторичном воспроизведении лучший результат - 10, худший - 0.           
      Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя  свидетельствует 
 о долговременной памяти.                                                   
      Таким образом, при анализе результатов тестирования необходимо учиты- 
 вать способ предъявления стимульного материала.                            
 
      Наиболее существенное значение имеет анализ того, какие приемы приме- 
 няет обследуемый в процессе заучивания, как  нарастает  объем  удержанного 
 материала по мере заучивания и как обследуемый относится к своим  ошибкам, 
 если они имеют место.                                                      
      Показатели результатов каждого опыта вычерчиваются в виде "кривой за- 
 учивания", которая, как правило, обнаруживает непрерывный рост с различным 
 темпом. Больные с общемозговыми изменениями корковой деятельности так  же, 
 как и больные с очаговыми поражениями задних отделов мозга,  как  правило, 
 сохраняют те качественные особенности процесса заучивания, которые  харак- 
 терны для нормальных испытуемых. Они ставят перед собой задачи,  учитываю- 
 щие результаты, полученные в предшествующем опыте, и их "уровень  требова- 
 ний" обычно несколько превышает то число элементов, которое им удалось за- 
 помнить. Они стараются заучивать предложенные слова в  известном  порядке, 
 каждый раз обращая внимание на те слова которые им неудалось  запомнить  в     , 
 предшествующий раз. Они относительно  редко  делают  ошибки,  воспроизводя 
 слова, не фигурировавшие в предложенном ряду, и обычно не повторяют  допу- 
 щенной ошибки много раз подряд.                                            
      Результаты заучивания этих больных, однако, могут  существенно  отли- 
 чаться от тех, которые обнаруживают здоровые испытуемые.                   
      1. Ригидная кривая.                                                   
      "Кривая запоминания" растет очень медленно, а  объем  доступного  для 
 заучивания материала оказывается значительно ниже нормального;  во  многих 
 случаях больной не может запомнить больше 5-6 слов. Характерно, что  огра- 
 ниченный предел запоминания часто ведет к тому, что больной, который  один 
 раз запомнил определенную группу слов, при последующем  предъявлении  вос- 
 производит совершенно другую группу слов и пропускает те, которые он неод- 
 нократно раньше воспроизводил.                                             
      2. Истощающаяся кривая.                                               
      Во многих случаях  на  ходе  опыта  начинает  сказываться  истощение, 
 вследствие чего "кривая запоминания", достигнув вершины при  4-5-м  повто- 
 рении, начинает сниаться и приобретает "куполообразный" характер.          
      3. Инактивная кривая.                                                 
      Другие результаты получаются при исследовании больных с отчетливо вы- 
 раженным "лобным синдромом". Многие из этих  больных  проявляют  патологи- 
 ческие особенности в "уровне требований"; в ответ на предложение  сказать, 
 сколько элементов предложенного ряда они берутся запомнить,  они  называют 
 любую цифру, часто совершенно не учитывая  реальных  возможностей.  Иногда 
 они инертно продолжают называть невысокую цифру, даже после  того  как  их 
 реальные результаты оказались выше этой цифры. Запоминая  ряд,  они  часто 
 воспроизводят слова в случайном порядке, не выделяя специально  тех  слов, 
 которые они при предшествующем предъявлении не запомнили, и в  своем  вос- 
 произведении нередко продолжают пассивно давать  случайный,  неповторяемый 
 ими стереотипный ряд слов. Сделав ошибку, эти больные, как  правило,  про- 
 должают повторять ее при всех дальнейших воспроизведениях, не  пытаясь  ее 
 исправить. Нередко они повторяют одно и то же слово дважды, также не  кор- 
 ригируя допущенной ошибки. "Кривая заучивания" этих больных часто отражает 
 инактивный характер процесса запоминания  и  обычно  не  поднимается  выше 
 определенного предела, принимая характер обычного плато.                   
      4. Нарушение динамики мнестической деятельности.                      
      Обследуемые в течение какого-то отрезка времени хорошо  запоминают  и 
 воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сде- 
 лать. На первый план выступают колебания их мнестической деятельности. Ес- 
 ли такому обследуемому предложить запомнить 10 слов (при десяти предъявле- 
 ниях) и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то пос- 
 ледняя будет носить ломаный характер.  Больной  может  после  второго  или 
 третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого - лишь 3  слова,  а 
 после шестого - опять 6-8. Оценка памяти подобных больных в терминах  "па- 
 мять больного снижена", "память больного не нарушена" не является адекват- 
 ной. Точно такой же лабильный характер носит воспроизведение какого-нибудь 
 текста. Обследуемые то подробно, с детализацией  воспроизводят  содержание 
 басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать совсем легкий сюжет. Не- 
 редко также нарушения памяти сочетаются с амнестическими западаниями в ре- 
 чи: Обследуемые вдруг забывают названия каких-либо предметов, явлений, че- 
 рез короткое время спонтанно их вспоминают. Иными словами мнестическая де- 
 ятельность обследуемых носит прерывистый характер. Нарушается  ее  динами- 
 ческая сторона. Подобные нарушения памяти встречаются у больных сосудисты- 
 ми заболеваниями головного мозга, у больных, перенесших  травмы  головного 
 мозга (в отдаленном периоде болезни), при некоторых интоксикациях.  Заслу- 
 живает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической де- 
 ятельности редко выступают у больных в виде  изолированного  моносимптома. 
 Экспериментально-психологическое исследование  выявляет  лабильность  всех 
 форм их деятельности, их познавательной и  эффективно-эмоциональной  сфер.  
 Таким образом, нарушение динамики мнестической деятельности проявляется  в 
 сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и по сущест- 
 ву является не нарушением памяти в узком смысле слова, а  индикатором  не- 
 устойчивости умственной работоспособности обследуемых в целом, ее истощае- 
 мости.                                                                     
 
      Проба на запоминание выявляет и наличие сужения объема внимания. Так, 
 обследуемый в следующем повторении уже не воспризводит слов,  фигурировав- 
 ших в предыдущем туре. При этом суммарные результаты после каждого  повто- 
 рения мало отличаются.                                                     
 
      2. Исследование объема кратковременной памяти.                        
      Данный вариант отличается от предыдущего тем, что в каждой  следующей 
 пробе используется другой стимульный матерал. Средний показатель по всем 5 
 пробам является показателем объема кратковременной памяти.                 
 
      3. Исследование опосредованной (ассоциативной) памяти.                
      К. Бюлер, 1907 г., модифицированный метод.                            
      Обследуемому предлагают десять пар относительно однородных слов, меж- 
 ду которыми легко устанавливаются смысловые связи.                         
      Исследующий зачитывает пары слов, четко  отделяя  их  паузами,  затем 
 повторяет первое слово каждой пары, а обследуемый называет второе.  Обычно 
 здоровые обследуемые выполняют задание после  двух  повторений,  а  иногда 
 после первого зачитывания слов. Проба на ассоциативную память является од- 
 ним из вариантов исследования опосредованного запоминания.                 
      Известно много модификаций этой методики. В частности,  одна  из  них 
 входит в состав шкалы памяти Векслера. Учитывая возможное различие  харак- 
 тера ассоциативных отношений и желая проследить, как это различие сказыва- 
 ется на запоминании, Ю. А. Машек (1973) предложил  следующую  модификацию. 
 Обследуемому для запоминания предлагается 10 групп парных ассоциаций, сос- 
 тавленных по определенному принципу смысловой связи. Это различные отноше- 
 ния понятий; противоположные понятия (юг - север, любовь - ненависть), по- 
 нятия различной величины (холм - гора, страх - ужас), вместилище и вмещае- 
 мое (графин - вода, шкаф - одежда),  причина  и  следствие  (укол - боль), 
 часть и целое (слово - фраза, зерно - колос), орудие и объект труда  (зем- 
 ля - лопата), абстрактные и конкретные понятия (искусство - картина).  Да- 
 лее предлагались пары слов, образующие суждение (орел - птица),  привычные 
 словосочетания (точка - тире),  трудносочетаемые  слова  (курица - портси- 
 гар). После проверки запоминания каждой группы слов  устраивается  перерыв 
 на 2 мин, а после предъявления пяти групп - на 30 мин. Сопоставление полу- 
 чаемых результатов у одного и того же обследуемого при исследовании проба- 
 ми на запоминание позволяет судить о большей или меньшей сохранности меха- 
 нической и логической (смысловой) памяти,  сравнить  показатели  непосред- 
 ственного и опосредованного запоминания.                                   
 
      Рекомендации:                                                         
      Стимульный материал в формате "Обычный (неформатированный)  текст" в  
 кодировке MS DOS для данных методик находится в папке с данной программой  
 ...\CPDDOS\KP10\TEXT\                                                      
      1. Заучивание 10 слов: папка WORD\; файлы: kp10w_01.wpr,              
 kp10w_02.wpr, kp10w_03.wpr, kp10w_04.wpr, kp10w_05.wpr                     
      2. Механическая память на числа: папка Num\; файлы: kp10N_01.wpr,     
 kp10N_02.wpr, kp10N_03.wpr, kp10N_04.wpr, kp10N_05.wpr                     
      3. Смысловая память: папка ASS\; файлы: kp10A_01.wpr, kp10A_02.wpr,   
 kp10A_03.wpr, kp10A_04.wpr, kp10A_05.wpr                                   
      Вы можете последовательно открывать эти файлы  с  помощью  текстового 
 редактора и настраивать стимульный материал в соответствии с Вашими  инди- 
 видуальными предпочтениями. Все файлы должны быть  сохранены  как  обычный 
  (неформатированный) текст в кодировке MS DOS.                             
      Б. После коррекции стимульного материала необходимо провести исследо- 
 вание статистических показателей на группе нормы, которые позволят опреде- 
 лить точные критерии нормы для данного стимульного материала.              
 
      Результаты тестирования выражаются в шкале балльных оценок.           
      Автоматический анализ данных тестирования не предусмотрен.            
      Анализ результатов производится психологом.                           
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
  Методика: Исследование непосредственной памяти (10 слов).                 
  Вариант: 1.1.1.                                                           
  Ф.И.О: _______________________________                                    
  Доп. данные: _________________________                                    
 
 
                              Диаграмма.                                    
 
                  *                                                         
               10 ┼─────────────────────────────██─────                     
                9 ┼                             ██                          
                8 ┼               ██            ██                          
                7 ┼        ██     ██     ██     ██                          
                6 ┼        ██     ██     ██     ██                          
                5 ┼─██─────██─────██─────██─────██─────                     
                4 ┼ ██     ██     ██     ██     ██                          
                3 ┼ ██     ██     ██     ██     ██                          
                2 ┼ ██     ██     ██     ██  ▒▒ ██                          
                1 ┼ ██____ ██____ ██____ ██__▒▒ ██____                      
                0 ┼─в─о─п──в─о─п──в─о─п──в─о─п──в─о─п──*                    
                      N1     N2     N3     N4     N5                        
 
                    НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ:                       
 
              Код восп.  Точное восп.  Ошибки восп.  Ошибки повт.           
  Проба N1:  12-4---5-3        5             0            0                 
  Проба N2:  376-45-2-1        7             0            0                 
  Проба N3:  3218475--6        8             0            0                 
  Проба N4:  -45-37621-        7             0            2                 
  Проба N5:  1243568790       10             0            0                 
  ---------------------------------------------------------------           
  Общее   :  ++++++++++       37             0            2                 
 
 Стимульный материал:       S1  S2  S3  S4  S5  S6  S7  S8  S9  S0          
 Частота воспроизведения:   80 100  80  60  80  80  60  80  40  80          
 
 Количество экспериментальных проб                     -  КЭП =   5         
 Общее количество воспроизведений                      -  ОКВ =  39         
 Объем воспроизведения                                 -  ОНВ = 100%        
 Коэффициент эффективности запоминания (ОЗМ/КЭП)       -  КЭЗ =  20         
 Коэффициент ошибок воспроизведения (Ош.восп./ОКВ)*100 -  КОВ =   0%        
 Коэффициент ошибок повторения (Ош.повт./ОКВ)*100      -  КOП =   5%        
 
 
                      ОТСРОЧЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ:                          
 
             Код восп.  Точное восп.  Ошибки повт.  Ошибки восп.            
 15 мин. :  612--435--        6            0             0                  
 
  Объем отсроченного воспроизведения                   -  ООВ =  60%        
  Объем сохранения заученного материала (ОНВ/ООВ)*100  -  ОCM =  60%