МЕТОДИКА:                                  
                            Карта одаренности                               
                             (А.И. Савенков).                               
 
      Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ре- 
 бенка, устойчиво проявляющийся на протяжении длительного отрезка его  жиз- 
 ни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией.                    
 
      Принципы выявления одаренных детей (Д.Б. Богоявленская):              
      1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятель- 
 ности ребенка, что позволит использовать различные источники информации  и 
 охватить как можно более широкий спектр его способностей.                  
      2. Длительность идентификации (развернутое во времени  наблюдение  за 
 поведением данного ребенка в разных ситуациях).                            
      3. Анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые  в  макси- 
 мальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение  ребенка 
 в специально организованные предметно-игровые занятия,  вовлечение  его  в 
 различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.).           
      4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно  органи- 
 овывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ре- 
 бенка психологические "преграды" и т.п.                                    
      5. Подключение к оценке одаренного  ребенка  экспертов,  специалистов 
 высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (ма- 
 тематиков, филологов, шахматистов и т.д.) При этом следует  иметь  в  виду 
 возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов под- 
 росткового и юношеского творчества.                                        
      6. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к  ак- 
 туальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны  ближайшего 
 развития (в частности, на основе организации определенной  образовательной 
 среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обуче- 
 ния).                                                                      
      7. Преимущественная опора на экологически валидные методы  психодиаг- 
 ностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной си- 
 туации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа,  эк- 
 спертные оценки учителей и родителей,  естественный  эксперимент.  Следует 
 подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы  идентифи- 
 кации одаренности весьма сложны, требуют высокой  квалификации  и  степени 
 обучения.                                                                  
      8. При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплекс- 
 ный подход. При этом может быть задействован широкий спектр  разнообразных 
 методов: различные варианты метода наблюдения за  детьми  (в  лабораторных 
 условиях, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагности- 
 ческие тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями,  родите- 
 лями, воспитателями; проведение "пробных" уроков по  специальным  програм- 
 мам, а также включение детей в специальные игровые и  предметно-ориентиро- 
 ванные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой дея- 
 тельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олим- 
 пиад, конференций, спортивных соревнований; проведение  психодиагностичес- 
 кого исследования с использованием различных  психометрических  методик  в 
 зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.              
 
      Обработка результатов по методике "Карта одаренности".                
      Эксперту предлагается оценить каждое  свойство  личности  ребенка  по 
 следующей шкале:                                                           
      (++) - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко  выражено, 
 проявляется часто;                                                         
      (+)  - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;         
      (0)  - оцениваемое и противоположенное свойство личности выражены  не 
 четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг 
 друга;                                                                     
      (-)  - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, про- 
 тивоположенное оцениваемому;                                               
      (?)  - затрудняется дать оценку по какому-либо качеству, потому что у 
 эксперта нет для этого сведений.                                           
      Подсчитывается количество плюсов и минусов по каждой  шкале  (плюс  и 
 минус взаимно сокращаются). Полученные баллы характеризуют оценку  степени 
 развития у ребенка следующих видов одаренности:                            
      1. Интеллектуальная.                                                  
      2. Творческая.                                                        
      3. Академическая.                                                     
      4. Художественно-изобразительная.                                     
      5. Музыкальная.                                                       
      6. Литературная.                                                      
      7. Артистическая.                                                     
      8. Техническая.                                                       
      9. Лидерская.                                                         
     10. Спортивная.                                                        
 
      Опросник состоит из 80 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Суммарные показатели по каждой шкале методики могут находиться в пре- 
 делах от -8 до +16 баллов.                                                 
      В данной программе диаграмма, а  также  автоматическая  интерпретация 
 результатов тестирования основаны на числовых значениях выраженных в  про- 
 центах с нулевой точкой отсчета.                                           
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Карта одаренности.                                               
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                 % *                                                        
               100 ┼───────────────────────────────                         
                90 ┼                                                        
                80 ┼─██────────────────────────────                         
                70 ┼ ██ ██                                                  
                60 ┼─██─██─██─────────────██───────                         
                50 ┼ ██ ██ ██             ██                                
                40 ┼─██─██─██─────────────██───────                         
                30 ┼ ██ ██ ██       ██    ██    ██                          
                20 ┼─██─██─██─██────██────██─██─██─                         
                10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                          
                 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                        
                     Ин Тв Ак Хд Мз Лт Ар Тх Лд Сп                          
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
          1. Интеллектуальная              - Ин = 12  83%                   
          2. Творческая                    - Тв =  9  71%                   
          3. Академическая                 - Ак =  7  62%                   
          4. Художественно-изобразительная - Хд = -2  25%                   
          5. Музыкальная                   - Мз = -5  12%                   
          6. Литературная                  - Лт =  0  33%                   
          7. Артистическая                 - Ар = -4  17%                   
          8. Техническая                   - Тх =  8  67%                   
          9. Лидерская                     - Лд = -2  25%                   
         10. Спортивная                    - Сп =  1  38%                   
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Интеллектуальная одаренность.                                      
      Характеристики одаренности:                                           
      Склонен к логическим рассуждениям, способен  оперировать  аб-         
 страктными понятиями. Проявляет большой интерес  и  исключительные         
 способности к классификации. Умеет  хорошо  излагать  свои  мысли,         
 имеет большой словарный запас. Хорошо улавливает связь между одним         
 событием и другим, между причиной и следствием. Любит решать труд-         
 ные задачи, требующие умственного усилия. Наблюдателен, любит ана-         
 лизировать события и явления. Способен долго удерживать  в  памяти         
 символы, буквы, слова. Имеет широкий круг интересов, задает  много         
 вопросов о происхождении и функциях предметов.                             
      Экспертная оценка ребенка: высокая.                                   
 
      2. Творческая одаренность.                                            
      Характеристики одаренности:                                           
      Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные оригиналь-         
 ные решения. Не боится новых попыток, всегда стремиться  проверить         
 новую идею. Изобретателен в выборе и использовании различных пред-         
 метов (например, использует в играх не только игрушки,  но  и  ме-         
 бель, предметы быта и др. вещи). Способен увлечься, уйти "с  голо-         
 вой" в интересующее его занятие. Способен по разному подойти к од-         
 ной и той же проблеме. Способен не только предлагать, но и  разра-         
 батывать собственные и чужие идеи. Любит пробовать  новые  способы         
 решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты. Продук-         
 тивен, чем бы не занимался, способен предложить большое количество         
 самых разнообразных идей и решений.                                        
      Экспертная оценка ребенка: повышенная.                                
 
      3. Академическая одаренность.                                         
      Характеристики одаренности:                                           
      Учиться новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".         
 Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучи-         
 вания, не тратит много времени на то, чтобы запомнить. Знает много         
 о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники  обычно  не         
 знают. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на  два,  то         
 есть реально должен был бы учится  в  более  старшем  классе,  чем         
 учиться сейчас. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любозна-         
 тельность. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с  опе-         
 режением своих сверстников на год или два. Умеет делать выводы  и          
 обобщения. В свободное время любит читать научно-популярные  изда-         
 ния (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим ин-         
 тересом, чем читает  художественные  книги  (сказки,  детективы  и         
 т.д.).                                                                     
      Экспертная оценка ребенка: повышенная.                                
 
      4. Художественно-изобразительная одаренность.                         
      Характеристики одаренности:                                           
      В рисунках нет  однообразия.  Оригинален  в  выборе  сюжетов.         
 Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.  Стано-         
 вится вдумчивым и очень серьезным, когда  видит  хорошую  картину,         
 слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно         
 выполненную) вещь. Способен составлять оригинальные композиции  из         
 цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.  Любит  использо-         
 вать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей,         
 рисунков, в строительстве детских домов на игровой площадке. Охот-         
 но рисует, лепит, создает композиции, имеющие  художественное  на-         
 значение (украшения для дома, одежды и т.д.), в  свободное  время,         
 без побуждения взрослых. Обращается к рисунку или лепке для  того,         
 чтобы выразить свои чувства и настроения. Любит создавать объемные         
 изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.  Мо-         
 жет высказывать свою собственную оценку  произведениям  искусства,         
 пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем  собствен-         
 ном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.                             
      Экспертная оценка ребенка: пониженная.                                
 
      5. Музыкальная одаренность.                                           
      Характеристики одаренности:                                           
      Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям. Чутко  реа-         
 гирует на характер и настроение музыки. Хорошо поет. В игру на ин-         
 струменте, в песню или танец вкладывает много энергии, чувств. Лю-         
 бит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или  туда,  где         
 можно слушать музыку. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. В         
 пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение. Сочи-         
 няет собственные оригинальные мелодии.                                     
 
      6. Литературная одаренность.                                          
      Характеристики одаренности:                                           
      Любит сочинять рассказы или стихи. Может легко построить рас-         
 сказ, начиная от завязки сюжета и кончая  разрешением  какого-либо         
 конфликта. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться  выб-         
 ранного сюжета, не теряет основную  мысль.  Придерживается  только         
 необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное от-         
 брасывает, оставляет главное,  наиболее  характерное.  Выбирает  в         
 своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные         
 состояния главных героев, их переживания, чувства.  Умеет  переда-         
 вать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события         
 (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то  же  время  не         
 упускает основной линии событий, о которых  рассказывает.  Склонен         
 фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное,  когда         
 рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем. Умеет в  рас-         
 сказе изобразить своих героев очень живыми, передает их  характер,         
 чувства, настроения.                                                       
      Экспертная оценка ребенка: пониженная.                                
 
      7. Артистическая одаренность.                                         
      Характеристики одаренности:                                           
      Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животно-         
 го или других. Интересуется актерской игрой. Меняет тональность  и         
 выражение голоса, когда изображает  другого  человека.  Разыгрывая         
 драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.  Скло-         
 нен передавать чувства через мимику, жесты,  движения.  Стремиться         
 вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда  о  чем-то  с         
 увлечением рассказывает. С большой легкостью драматизирует,  пере-         
 дает чувства и эмоциональные состояния. Любит игры-драматизации.           
      Экспертная оценка ребенка: низкая.                                    
 
      8. Техническая одаренность.                                           
      Характеристики одаренности:                                           
      Интересуется механизмами и машинами. Может чинить  легко  ис-         
 порченные приборы, использовать старые детали для  создания  новых         
 поделок, игрушек. Любит разбираться в причинах неисправности меха-         
 низмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск". Любит рисо-         
 вать чертежи и схемы механизмов. Читает (любит, когда ему  читают)         
 журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов. Лю-         
 бит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается  об         
 этом. Проводит много времени над  конструированием  и  воплощением         
 собственных проектов (модели  летательных  аппаратов,  автомобили,         
 корабли). Быстро и легко осваивает компьютер.                              
      Экспертная оценка ребенка: повышенная.                                
 
      9. Лидерская одаренность.                                             
      Характеристики одаренности:                                           
      Инициативен в общении со сверстниками. Сохраняет  уверенность         
 в окружении большого количества незнакомых людей. Легко общается с         
 детьми и взрослыми. Улавливает причины поступков других людей, мо-         
 тивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное. Часто  руководит         
 играми и занятиями других детей. Склонен принимать на себя  ответ-         
 ственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста. Дру-         
 гие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм  и         
 занятиям. Обладает даром убеждения,  способен  внушать  свои  идеи         
 другим.                                                                    
      Экспертная оценка ребенка: пониженная.                                
 
      10. Спортивная одаренность.                                           
      Характеристики одаренности:                                           
      Энергичен, производит  впечатление  ребенка,  нуждающегося  в         
 большом объеме движений. Любит участвовать в  спортивных  играх  и         
 соревнованиях. Часто выигрывает в разных спортивных играх у  свер-         
 стников. Бегает быстрее всех в классе. Движется легко,  грациозно.         
 Имеет хорошую координацию движений. Любит ходить в походы,  играть         
 на открытых спортивных площадках. Предпочитает проводить свободное         
 время в подвижных играх. Физически выносливее сверстников.                 
      Экспертная оценка ребенка: пониженная.