МЕТОДИКА:                                  
                      Карта контроля состояния речи                         
                               (Р. Эриксон)                                 
                   (адаптация В.А.Калягина, Л.Н.Мацько).                    
 
      Методика предназначена для оценки индивидуальной  предрасположенности 
 к речевой тревожности, выходящей за пределы средних нормативных  показате- 
 лей. Она построена на показателях самооценки, что дает  возможность  конт- 
 ролировать и корректировать свое собственное  речевое  поведение.  Речевая 
 тревожность достаточно хорошо соотносится с ситуационной, а иногда даже  и 
 с общей тревожностью.                                                      
      Ценность данной методики заключается в том, что она позволяет  описы- 
 вать симптоматологию психического компонента расстройства речи и голоса, а 
 также обладает определенным прогностическим потенциалом. Шкала была  созда- 
 на Р. Эриксоном специально для оценки коммуникативных возможностей  заикаю- 
 щихся на основании представлений о том, что их основные проблемы  лежат  в 
 диапазоне межличностных реакций и отношений. Утверждения в шкале  сфомули- 
 рованы в позитивном и негативном планах по отношению к тревоге ("Мне труд- 
 но разговаривать перед аудиторией", "Моя речь производит хорошее впечатле- 
 ние"). При положительном оценивании позитивных  пунктов  и  отрицательном  
 негативных пациент получает один балл за каждый пункт так, что  максималь- 
 ный возможный балл соответствует количеству пунктов шкалы - 24.  Предвари- 
 тельная апробация шкалы проведена автором методики на пятидесяти  взрослых 
 заикающихся мужчинах и ста нормально говорящих мужчинах. Была показана вы- 
 сокая положительная зависимость между баллами шкалы, самооценкой и  клини- 
 ческой оценкой степени заикания, а также оценкой заикающимися  результатов 
 лечения и их описаниями своих затруднений в разных ситуациях.  В  дальней- 
 шем была увеличена надежность и валидность методики  путем  коррекции  от- 
 дельных пунктов шкалы.                                                     
      Вариант, адаптированный В.А. Калягиным и Л.Н. Мацько (1986) для  рус- 
 скоязычного контингента, был переведен на русский язык лингвистами,  после 
 чего предложен заикающимся. В процессе непосредственного тестирования были 
 уточнены конкретные формулировки отдельных пунктов. Уточнение качества пе- 
 ревода производилось также методом  двойного  перевода  уже  переведенного 
 текста снова на английский язык, а затем вновь на русский.                 
 
      Анализ результатов.                                                   
      Подсчитывается суммарный балл в соответствии с ключом. За  один  балл 
 принимается ответ, совпадающий по знаку с ключом.                          
      Пункты шкалы разделяются на три субшкалы, соответствующие  направлен- 
 ности тревоги на:                                                          
      1. Речь.                                                              
      2. Общение.                                                           
      3. Уверенность.                                                       
      Знание этих характеристик позволяет проводить направленную психотера- 
 певтическую помощь.                                                        
      Показатели выше 4-5 баллов расцениваются как прогностические,  свиде- 
 тельствующие и повышенной или высокой речевой тревожности. Например,  заи- 
 кающиеся показывают результат 15-16 баллов. Нулевые показатели или чрезвы- 
 чайно низкие (1-2 балла) интерпретируются как результаты завышенной  само- 
 оценки.                                                                    
 
      Опросник состоит из 24 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования  20-30 минут.                            
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Карта контроля состояния речи.                                   
 Ф.И.О: ____________________                                                
 Доп. данные: ______________                                                
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
     0 ╟─░░░░▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢> РТ             
 
         <─[--]─><──────────────────[+]─────────────────>                   
 
 
                       Тестовые показатели:                                 
 
               1. Речь                     - Рч =  5                        
               2. Общение                  - Об =  7                        
               3. Уверенность              - Ув =  6                        
               -------------------------------------                        
               Уровень речевой тревожности - РТ = 18                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень речевой тревожности в ситуациях, связанных  с         
 интенсивным речевым взаимодействием,  особенно  при  необходимости         
 публичного выступления. Неуверенность в себе и в собственной речи,         
 склонность к сильному волнению, беспокойству, напряженности. Выра-         
 женная чувствительность в отношении тех негативных событий или не-         
 удач, которые только предположительно могут случиться или произой-         
 ти. Предрасположенность к восприятию широкого круга подобных ситу-         
 аций как угрожающих своей самооценке, престижу,  самоуважению  или         
 жизнедеятельности.