МЕТОДИКА:                                  
                        Культура делового общения                           
                              (Л.Г. Почебут).                               
 
      Методика разработана Л.Г. Почебут на основе теории Р.Д. Льюиса,  опи- 
 санной им в книге "Деловые культуры в международном бизнесе".              
      Английский психолог и менеджер Р.Д. Льюис считает, что несколько  со- 
 тен национальных культур мира могут быть приблизительно разделены  на  три 
 группы:                                                                    
      моноактивные, ориентированные на задачу (task-oriented) и четко  пла- 
 нирующие деятельность;                                                     
      полиактивные, ориентированные на людей (people-oriented) - словоохот- 
 ливые и общительные;                                                       
      реактивные (respect-oriented listeners) - интровертированные,  ориен- 
 тированные на сохранение уважения.                                         
      Моноактивные культуры, к которым принадлежат шведы, швейцарцы, датча- 
 не, англичане, канадцы, австралийцы, норвежцы и  немцы,  делают  в  данный 
 промежуток времени, полностью сосредоточившись, только одно дело, выполня- 
 ют задание по заранее составленному графику. Люди, принадлежащие к моноак- 
 тивным культурам, полагают, что при такой  организации  труда  они  смогут 
 действовать эффективно и сделать больше.                                   
      Полиактивные культуры (латиноамериканцы, африканцы, жители Индии, Па- 
 кистана, испанцы, португальцы, южноитальянцы) характеризуются тем, что лю- 
 ди не любят расписания и пунктуальность. Они уверены, что наиболее продук- 
 тивен именно их способ деятельности. Люди делают вид, что соблюдают распи- 
 сания, особенно если на этом настаивают моноактивные партнеры, но считают, 
 что реальность важнее, чем распорядок, устанавливаемый человеком.          
      Когда люди из моноактивной культуры работают с полиактивными  людьми, 
 они испытывают взаимное раздражение, возникают конфликты. До тех пор, пока 
 одна из сторон не адаптируется.                                            
      В реактивных культурах (Япония, Китай, Тайвань, Сингапур, Корея, Тур- 
 ция, Финляндия) люди слушают собеседника, прежде чем взяться за какое-либо 
 дело. Они лучшие в мире слушатели, поскольку концентрируются на  том,  что 
 им говорят, не позволяя своим мыслям отклоняться в сторону (что трудно для 
 представителей полиактивных культур), и практически никогда  не  прерывают 
 собеседника, пока продолжается рассуждение, речь или  презентация.  Выслу- 
 шав, они не торопятся с ответом. Приличествующий  период  молчания,  после 
 того как говоривший остановится, демонстрирует уважение к весомости  заме- 
 чаний, которые должны быть рассмотрены неспешно и с должным вниманием. Да- 
 же когда представители реактивной культуры приступают к ответу,  они  вряд 
 ли сразу выскажут определенное мнение. Более вероятной тактикой будет пос- 
 тановка вопросов в отношении сказанного с целью прояснить намерения и ожи- 
 дания говорящего.                                                          
      Носители реактивной культуры являются знатоками невербальной коммуни- 
 кации. Она осуществляется с помощью тонкого языка телодвижений, не имеющих 
 ничего общего с жестикуляцией легковозбудимых представителей  полиактивных 
 культур.                                                                   
      Людям же в моноактивных культурах реактивная тактика кажется  сложной 
 для понимания, поскольку она не вписывается в линейную систему (вопрос-от- 
 вет, причина-следствие). Люди в полиактивных культурах считают  представи- 
 телей реактивных культур непроницаемыми, не реагирующими на ситуацию.      
      В реактивных культурах предпочтительным способом общения является мо- 
 нолог-пауза-размышление-монолог. Если  возможно,  одна  сторона  позволяет 
 другой произнести свой монолог первой.                                     
      В моноактивной и полиактивной культурах способом коммуникации являет- 
 ся диалог. Один прерывает "монолог" другого  частыми  комментариями,  даже 
 вопросами, которые демонстрируют вежливый интерес к тому, о чем идет речь. 
 
      Опросник состоит из 30 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма, а  также  автоматическая  интерпретация 
 результатов тестирования основана на показателях выраженных в  процентах с 
 нулевой точкой отсчета.                                                    
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Культура делового общения.                                       
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
    ВС ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢>              
 
    ВЧ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────╢>              
 
    МН ╟─▒▒▒▒───────────────────────────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
                1. Моноактивная культура  -  МК = 21  70%                   
                2. Полиактивная культура  -  ПК =  7  23%                   
                3. Реактивная культура    -  РК =  2   7%                   
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Моноактивная культура - ориентированная на задачу и  четко         
 планирующая деятельность.                                                  
      Представители данной культуры делают в данный промежуток вре-         
 мени, полностью сосредоточившись, только одно дело, выполняют  за-         
 дание по заранее составленному графику. Люди, принадлежащие к  мо-         
 ноактивным культурам, полагают, что при  такой  организации  труда         
 они смогут действовать эффективно и сделать больше.                        
     Тестовый показатель: повышенный.                                       
 
      2. Полиактивная культура - ориентированная на людей.                  
      Представители данной культуры не любят расписания  и  пункту-         
 альность. Они уверены, что наиболее продуктивен именно  их  способ         
 деятельности. Люди делают вид, что соблюдают расписания,  особенно         
 если на этом настаивают моноактивные партнеры, но считают, что ре-         
 альность важнее, чем распорядок, устанавливаемый человеком.                
     Тестовый показатель: пониженный.                                       
 
      3. Реактивная культура - интровертированная,  ориентированная         
 на сохранение уважения.                                                    
      Представители данной культуры слушают собеседника, прежде чем         
 взяться за какое-либо дело. Они лучшие в мире слушатели, поскольку         
 концентрируются на том, что им говорят, не позволяя  своим  мыслям         
 отклоняться в сторону, и практически никогда не прерывают собесед-         
 ника, пока продолжается рассуждение, речь или презентация.  Выслу-         
 шав, они не торопятся с ответом. Приличествующий период  молчания,         
 после того как говоривший остановится,  демонстрирует  уважение  к         
 весомости замечаний, которые должны быть рассмотрены неспешно и  с         
 должным вниманием. Даже когда  представители  реактивной  культуры         
 приступают к ответу, они вряд ли сразу выскажут определенное  мне-         
 ние. Более вероятной тактикой будет постановка вопросов в  отноше-         
 нии сказанного с целью прояснить намерения и ожидания говорящего.          
     Тестовый показатель: низкий.