МЕТОДИКА:                                  
                        Тест Интернет-зависимости                           
                       (взрослый и детский вариант)                         
                              (С.А. Кулаков).                               
 
      Взрослый вариант данной методики является модифицированным опросником 
 К. Янг (вариант с 20 пунктами опросника). Детский  вариант  разработан  на 
 основе взрослого варианта. Оценка Интернет-зависимости ребенка производит- 
 ся его родителями.                                                         
 
                         ДИАГНОСТИКА КИБЕРАДДИКЦИИ.                         
     Диагностические  критерии  патологического  гэмблинга,  приведенные  в 
 DSM-IV, могут быть использованы как схема для построения критериев  интер- 
 нет-зависимости:                                                           
     А. Использование интернета вызывает дистресс.                          
     В. Использование интернета причиняет ущерб физическому,  психологичес- 
 кому, межличностному, семейному, экономическому или социальнуму статусу.   
 
      По К. Янг степень аддикции определяется не количеством проведенного в 
 Интернете времени, а суммой потерь в реальной жизни. В  основном,  зависи- 
 мость сказывается на таких сторонах жизни, как                             
      участие в жизни собственной семьи,                                    
      выполнение повседневных обязанностей,                                 
      полноценный сон,                                                      
      чтение книг и периодики,                                              
      просмотр телепередач,                                                 
      общение с друзьями,                                                   
      занятия спортом,                                                      
      хобби,                                                                
      социальные контакты,                                                  
      половая жизнь.                                                        
      Эти 10 видов деятельности наиболее часто определяли сами аддикты.     
 
      И. Голдберг предпочитает использовать термин "патологическое  исполь- 
 зование компьютера" (PCU - pathological computer use). В  настоящее  время 
 "патологическое использование компьютера" употребляется для более  широкой 
 категории, в которой  некто  патологически  использует  компьютер  вообще, 
 включая виды использования, не относящиеся к социальным. Термин "интернет- 
 зависимость" используется для  обозначения  патологического  использования 
 компьютера с целью вовлечения в социальные взаимодействия (когда участвует 
 более одного человека).                                                    
 
      М. Орзак [Orzack, M.] выделила следующие психологические и физические 
 симптомы, характерные для патологического использования компьютера:        
 
             Психологические и физические симптомы, характерные для         
                           Интернет-зависимости:                            
 
                        Психологические симптомы:                           
      * хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;                    
      * невозможность остановиться;                                         
      * увеличение количества времени, проводимого за компьютером;          
      * пренебрежение семьей и друзьями;                                    
      * ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;         
      * ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;           
      * проблемы с работой или учебой.                                      
 
                          Физические симптомы:                              
      * синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов    
        руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);                 
      * сухость в глазах;                                                   
      * головные боли по типу мигрени;                                      
      * боли в спине;                                                       
      * нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;                         
      * пренебрежение личной гигиеной;                                      
      * расстройства сна, изменение режима сна.                             
 
      Согласно исследованиям К. Янг, опасными сигналами (предвестниками Ин- 
 тернет-зависимости) являются:                                              
      * навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;        
      * предвкушение следующего сеанса он-лайн;                             
      * увеличение времени, проводимого он-лайн;                            
      * увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.               
      Признаками наступившей интернет-аддикции, по  мнению  К. Янг  (2000), 
 служат следующие критерии:                                                 
      * всепоглощенность Интернетом;                                        
      * потребность проводить в сети все больше и больше времени;           
      * повторные попытки уменьшить использование Интернета;                
      * при прекращении пользования Интернетом возникают  симптомы  отмены, 
        причиняющие беспокойство;                                           
      * проблемы контроля времени;                                          
      * проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);               
      * ложь по поводу времени, проведенного в сети;                        
      * изменение настроения посредством использования Интернета.           
 
      Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По его мне- 
 нию, можно констатировать Интернет-зависимость при  наличии  3  или  более 
 пунктов из следующих:                                                      
      1. Толерантность - для достижения удовлетворения  человеку  требуется 
 все больше и больше времени нахождения в Интернете. Если человек не увели- 
 чивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то  эффект  за- 
 метно снижается.                                                           
      2. "Синдром отказа" - характерный "синдром отказа":  прекращение  или 
 сокращение времени, проводимого в Интернет. Далее в период  от  нескольких 
 дней до месяца могут появиться следующие симптомы:                         
      * психомоторное возбуждение,                                          
      * тревога,                                                            
      * навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет;     
      * фантазии или мечты об Интернет;                                     
      * произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие пе- 
        чатание на клавиатуре.                                              
      Возвращение к использованию  Интернет  позволяет  избежать  симптомов 
      "синдрома отказа".                                                    
      3. Интернет часто используется в течение большего количества  времени 
 или чаще, чем было задумано.                                               
      4. Существуют постоянное желание или безуспешные  попытки  прекратить 
 или начать контролировать использование Интернет.                          
      5. Огромное количество времени тратится на деятельность, связанную  с 
 использованием Интернет (покупку специальных книг, поиск новых  броузеров, 
 поиск провайдеров, организация найденных в Интернет файлов).               
      6. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых  прекра- 
 щаются или редуцируются в связи с использованием Интернет.                 
      7. Использование Интернет продолжается, несмотря на знание  об  имею- 
 щихся периодических или постоянных физических, социальных,  профессиональ- 
 ных или психологических проблемах, которые вызываются  использованием  Ин- 
 тернет (недосыпание, семейные (супружеские) проблемы, опоздания на  назна- 
 ченные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями, или 
 чувство оставленности значимыми другими).                                  
 
      А.Е. Войскунский обобщил все ранее описанные  поведенческие  характе- 
 ристики:                                                                   
      1. Неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время от  ра- 
 боты в Интернете, и тем более прекратить работу;                           
      2. Досада и раздражение, возникающие при вынужденных  отвлечениях,  и 
 навязчивые размышления об Интернете в такие периоды;                       
      3. Стремление проводить за работой в  Интернете  все  увеличивающиеся 
 отрезки времени и неспособность спланировать время  окончания  конкретного 
 сеанса работы;                                                             
      4. Побуждение тратить на обеспечение работы в  Интернете  все  больше 
 денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других  целей 
 сбережений или влезанием в долги;                                          
      5. Готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая  длительность 
 и частоту работы в Интернете;                                              
      6. Способность и склонность забывать при работе в Интернете о  домаш- 
 них делах, учебе или  служебных  обязанностях;  важных  личных  и  деловых 
 встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;                              
      7. Стремление и способность освободиться на время работы в  Интернете 
 от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний  тревоги 
 или депрессии, обретение ощущения эмоционального  подъема  и  своеобразной 
 эйфории;                                                                   
      8. Нежелание принимать критику  подобного  образа  жизни  со  стороны 
 близких или начальства;                                                    
      9. Готовность мириться с разрушением семьи, потерей  друзей  и  круга 
 общения из-за поглощенности работой в Интернете;                           
     10. Пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое  сокра- 
 щение длительности сна в связи с систематической  работой  в  Интернете  в 
 ночное время;                                                              
     11. Избегание  физической  активности  или  стремление  сократить  ее, 
 оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с приме- 
 нением Интернета;                                                          
     12. Пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить  все  без 
 остатка "личное" время, работая в Интернете;                               
     13. Постоянное "забывание" о еде, готовность удовлетворяться случайной 
 и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от  компьюте- 
 ра.                                                                        
     14. Злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами;           
     15. Подбор, просматривание и изучение специальной литературы о  новин- 
 ках Интернета, обсуждение их с окружающими.                                
 
      В настоящее время Интернет-зависимость определяется как  патологичес- 
 кое использование интернета, приводящее к клинически выявляемому ухудшению 
 состояния, если имеют место три или более из нижеприведенных  критериев  в 
 течении 12 месяцев:                                                        
      I. Толерантность, определяется по наличию одного из следующих  крите- 
 риев:                                                                      
      A. Необходимость в заметном увеличении количества времени в интернете 
 для получения удовлетворения;                                              
      B. Явное ослабление эффекта от одинакового количества времени, прово- 
 димого в интернете.                                                        
     II. Абстинентный синдром (синдром отмены), проявляющийся в следующем:  
      A. Типичный абстинентный синдром                                      
      1. Прекращение или уменьшение использования интернета,  которое  было 
 очень длительным и интенсивным;                                            
      2. Два или более из нижеприведенных признаков развиваются  в  течение 
 времени от нескольких дней до одного месяца:                               
      a) психомоторное возбуждение,                                         
      б) беспокойство,                                                      
      в) навязчивые мысли о том, что происходит в сети,                     
      г) фантазии и мечты об интернете,                                     
      д) произвольные и непроизвольные печатающие движения пальцев;         
      3. Симптомы критерия В, наносящие ущерб социальной,  профессиональной 
 и другим сферам жизни:                                                     
      B. Использование интернета или подобного сервиса ослабляет или  сним- 
 ает симптомы абстиненции.                                                  
    III. Интернет используется более продолжительное время, чем предполага- 
 лось.                                                                      
     IV. Постоянное желание или неудачные попытки контролировать  использо- 
 вание интернета.                                                           
      V. Много времени тратится на деятельность, связанную  с  интернетом - 
 покупка книг об интернете, апробация новых программ для интернета,  иссле- 
 дование поставщиков интернет-услуг, систематизация  материалов, полученных 
 в интернете.                                                               
     VI. Важные социальные или профессиональные дела, отдых страдают  из-за 
 использования интернета.                                                   
    VII. Несмотря на осведомленность о наличии постоянных или периодических 
 социальных, физических, профессиональных, психологических проблем, исполь- 
 зование интернета продолжается, что усугубляет ситуацию.                   
 
     Признавая универсальный характер человеческих аддикции, М. Орман  [Оr- 
 man M., 1996] рекомендует всем, кто стремится избавиться от зависимости от 
 интернета, выполнять следующие действия:                                   
     1. Установить предел времени, которое можно проводить в интернете.     
     2. Заставлять себя время от времени несколько дней подряд не  работать 
 в интернете.                                                               
     3. Программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным  ре- 
 сурсам интернета.                                                          
     4. Установить для себя правило: ни под каким видом не обращаться к ин- 
 тернету в течение рабочего дня (если только это не входит в  рабочие  обя- 
 занности).                                                                 
     5. Ввести чувствительные для себя (однако без нанесения ущерба  здоро- 
 вью) санкции за несоблюдение такого рода правил и ограничений.             
     6. Налагать на себя подобные санкции до тех пор, пока не восстановится 
 способность выполнять данные самому себе обещания.                         
     7. Заставлять себя вместо работы в интернете заниматься чем-то другим. 
     8. Научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить 
 или превзойти удовольствие, получаемое при работе в интернете.             
     9. Обращаться за помощью всякий раз, когда собственных усилий оказыва- 
 ется недостаточно.                                                         
    10. Избегать таких встреч и пребывания в таких местах, которые могли бы 
 побудить вернуться к аддиктивному поведению.                               
 
 
      Данная методика имеет две формы  опросника  на  Интернет-зависимость: 
 для взрослых и для детей. Ответы даются по 5-балльной шкале:               
      1 - очень редко,                                                      
      2 - иногда,                                                           
      3 - часто,                                                            
      4 - очень часто,                                                      
      5 - всегда.                                                           
 
      Интерпретация результатов тестирования:                               
      При сумме баллов 50-79 стоит  учитывать  серьезное  влияние  сети  на 
 жизнь тестируемого.                                                        
      Если сумма баллов 80 и выше - необходима помощь психолога.            
 
      Опросник состоит из 20 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Применение 5-балльной шкалы с градацией значений от "очень редко"  до 
 "всегда" вызывает затруднения у обследуемых, так как  отсутствует  вариант 
 ответа "никогда". Поэтому в данной программе вариант "очень редко" заменен 
 на "никогда или очень редко".                                              
      Минимальное значение шкалы при всех ответах "никогда или очень редко" 
 равно 20. Таким образом, при  полном  отсутствии  Интернет-зависимости  на 
 диаграмме результатов тестирования будет  присутствовать  полоса  значений 
 равная 20 баллам. Для улучшения зрительного отображения выраженности  тес- 
 тового показателя черно-белая ("техническая")  диаграмма  генерируется  на 
 основе показателя выраженного в процентах с нулевой точкой отсчета, т.е по 
 формуле: ((тестовый показатель - 20)*100)/80.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
   Методика: Диагностика Интернет-зависимости.                              
   Ф.И.О: ______________________________                                    
   Доп. данные:_________________________                                    
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████─────────╢>              
 
      0% <───────[-]──────><───────[=]───────><────[+]────> 100%            
 
                        Тестовый показатель:                                
 
           Индекс Интернет-зависимости  -  ИЗ =  87  84%                    
 
 ^^^                                                                        
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                Высокий уровень Интернет-зависимости.                       
 
                     Психологические симптомы:                              
 * хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;                         
 * невозможность остановиться;                                              
 * увеличение количества времени, проводимого за компьютером;               
 * пренебрежение семьей и друзьями;                                         
 * ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;              
 * ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;                
 * проблемы с работой или учебой.                                           
 
                       Физические симптомы:                                 
 * синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов         
   руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);                      
 * сухость в глазах;                                                        
 * головные боли по типу мигрени;                                           
 * боли в спине;                                                            
 * нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;                              
 * пренебрежение личной гигиеной;                                           
 * расстройства сна, изменение режима сна.                                  
 
               Признаки наступившей интернет-аддикции:                      
 * всепоглощенность Интернетом;                                             
 * потребность проводить в сети все больше и больше времени;                
 * повторные попытки уменьшить использование Интернета;                     
 * при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы  отме-         
   ны, причиняющие беспокойство;                                            
 * проблемы контроля времени;                                               
 * проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);                    
 * ложь по поводу времени, проведенного в сети;                             
 * изменение настроения посредством использования Интернета.                
 
      Интернет-зависимость может  негативно  сказываться  на  таких         
 сторонах жизни, как участие в жизни собственной семьи,  выполнение         
 повседневных обязанностей, полноценный сон, чтение книг и периоди-         
 ки, просмотр телепередач, общение  с  друзьями,  занятия  спортом,         
 хобби, социальные контакты, половая жизнь.                                 
 
         Рекомендации по избавлению от Интернет-зависимости.                
      1. Установить предел времени, которое можно проводить  в  Ин-         
 тернете.                                                                   
      2. Заставлять себя время от времени несколько дней подряд  не         
 работать в Интернете.                                                      
      3. Программным образом заблокировать доступ к  каким-то  кон-         
 кретным ресурсам Интернета.                                                
      4. Установить для себя правило: ни под каким видом  не  обра-         
 щаться к Интернету в течение рабочего дня (если только это не вхо-         
 дит в рабочие обязанности).                                                
      5. Ввести чувствительные для себя (однако без нанесения ущер-         
 ба здоровью) санкции за несоблюдение такого рода правил и  ограни-         
 чений.                                                                     
      6. Налагать на себя подобные санкции до тех пор, пока не вос-         
 становится способность выполнять данные самому себе обещания.              
      7. Заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься  чем-         
 то другим.                                                                 
      8. Научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные         
 заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе  в  Ин-         
 тернете.                                                                   
      9. Обращаться за помощью всякий раз, когда собственных усилий         
 оказывается недостаточно.                                                  
     10. Избегать таких встреч и пребывания в таких местах, которые         
 могли бы побудить вернуться к зависимому поведению.