МЕТОДИКА:                                  
                     Инвентаризация симптомов стресса                       
            (Т.А. Иванченко, М.А. Иванченко, Т.П. Иванченко).               
 
      Методика позволяет развить наблюдательность к  стрессовым  признакам, 
 осуществить самооценку частоты их проявления и степень подверженности  не- 
 гативным последствиям стресса.                                             
 
      Обработка и интерпретация результатов.                                
      Подсчитывается общее количество набранных баллов.                     
      До 30 баллов - низкий показатель стресса.                             
      31-45 баллов - средний показатель стресса.                            
      46-60 баллов - повышенный  показатель стресса.                        
      Более 60 баллов - высокий показатель стресса.                         
 
      Опросник состоит из 20 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Инвентаризация симптомов стресса.                                
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────╢>              
 
         <─[--]─><────[=]────><────[+]────><──────[!]─────>                 
 
                Тестовый показатель - "СC" =  65  75%                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень стресса - состояние выраженной  нервно-психи-         
 ческой напряженности, негативных эмоциональных  переживаний,  дез-         
 адаптации и психического дискомфорта.                                      
      Наиболее характерные проявлений стресса в субъективных  пере-         
 живаниях, поведении и нарушении физиологических функций:                   
      ощущение потери контроля над собой;                                   
      дезорганизация продуктивности деятельности (рассеянность, при         
 нятие ошибочных решений, снижение работоспособности);                      
      вялость, апатия, повышенная утомляемость;                             
      расстройства сна (в том числе более долгое засыпание,  раннее         
 пробуждение);                                                              
      нарушения в эмоциональной сфере (раздражительность,  снижение         
 настроения, придирчивость, необоснованная критичность);                    
      нарушение аппетита;                                                   
      увеличение количества выпиваемого алкоголя;                           
      увеличение потребления психоактивных  средств  (успокаивающих         
 или стимулирующих);                                                        
      расстройство половой функции;                                         
      переживание психического  дискомфорта  и  жалобы  со  стороны         
 нервно-психической сферы;                                                  
      нарушение  продуктивности  познавательных  функций  (снижение         
 внимания, памяти, мыслительных процессов и др.);                           
      наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со сто-         
 роны соматической системы организма (головная боль, боли вм ышцах,         
 спине, изжога, повышение давления).                                        
      Cтрессовая симптоматика может проявляться  в следующих  изме-         
 нениях психического состояния:                                             
      в эмоциональной сфере - чувство эмоционального  подъема  или,         
 наоборот, обострение тревоги,  апатии,  депрессии,  эмоционального         
 дискомфорта.                                                               
      в когнитивной сфере - восприятие  угрозы,  опасности,  оценка         
 ситуации как неопределенной.                                               
      в мотивационной сфере - мобилизация сил или, напротив,  капи-         
 туляция (избегание, уход от стресс-факторов), потеря  мотивации  и         
 интересов.                                                                 
      в поведенческой сфере - изменение активности, привычных  тем-         
 пов деятельности, часто появление "зажатости" в исполнительных             
 движениях.                                                                 
      Общее для этих изменений - сдвиг  интенсивности  процессов  в         
 соответствующей сфере в сторону увеличения или уменьшения.