МЕТОДИКА:                                  
             Индивидуальный стиль педагогической деятельности               
                      (Маркова А.К., Никонова А.Я.).                        
 
      Методика предназначена для диагностики  особенностей  индивидуального 
 стиля педагогической деятельности. В основу различения стиля в труде  учи- 
 теля авторами были положены следующие основания:  содержательные  характе- 
 ристики стиля (преимущественная ориентация учителя на процесс или  резуль- 
 тат своего труда, развертывание учителем ориентированного или  контрольно- 
 оценочного этапов в своем труде); динамические характеристики стиля  (гиб- 
 кость, устойчивость, переключаемость и т. д.);  результативность  (уровень 
 знаний и навыков учения у школьников, а также интерес учеников  к  предме- 
 ту). На основе этого были выделены ряд индивидуальных стилей:              
      1. Эмоционально-импровизационный.                                     
      2. Эмоционально-методический.                                         
      3. Рассуждающе-импровизационный.                                      
      4. Рассуждающе-методичный.                                            
      Наибольшее количество ответов "да" по одной из шкал опросника  свиде- 
 тельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя  дан- 
 ного стиля педагогической деятельности.                                    
 
      Опросник состоит из 33 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 20-30 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Стиль педагогической деятельности.                               
 Ф.И.О: ___________________________                                         
 Доп. данные: _____________________                                         
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
   ЭИ: ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████──────────────╢>              
 
   ЭМ: ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████████───────╢>              
 
   РИ: ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓──────────────────────────────╢>              
 
   РМ: ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████──────────╢>              
 
         <───────[-]────────><───[=]──><────────[+]───────>                 
 
                        Тестовые показатели:                                
         1. Эмоционально-импровизационный  -  ЭИ = 11   73%                 
         2. Эмоционально-методичный        -  ЭМ = 22   88%                 
         3. Рассуждающе-импровизационный   -  РИ =  7   41%                 
         4. Рассуждающе-методичный         -  РМ = 13   81%                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
 
                    ЭМОЦИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧНЫЙ СТИЛЬ.                          
 
      Вас отличают очень многие достоинства: высокий  уровень  зна-         
 ний, контактность, проницательность, высокая методичность,  требо-         
 вательность, умение интересно преподать учебный  материал;  умение         
 активизировать учеников, возбудив у них  интерес  к  особенностям;         
 предмета, умелое использование и варьирование форм и методов  обу-         
 чения.                                                                     
      В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с вы-         
 сокой познавательной активностью и сформированными  навыками  уче-         
 ния.                                                                       
      Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько  за-         
 вышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная  чув-         
 ствительность, обуславливающая Вашу излишнюю зависимость от ситуа-         
 ции на уроке, настроения и подготовленности учащихся.                      
      Рекомендуем Вам стараться меньше  говорить  на  уроке,  давая         
 возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся,  не  исправ-         
 лять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений,         
 дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам  исправил         
 и оформил свой ответ. Собственные  формулировки  предлагайте  лишь         
 тогда, когда это действительно необходимо.                                 
      По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.