МЕТОДИКА:                                  
                 Предсоревновательное состояние спортсмена.                 
 
      Методика предназначена для диагностики предсоревновательного  состоя- 
 ния спортсмена на основе его самооценки.                                   
 
      Состояние психической готовности спортсмена к соревнованию характери- 
 зуется (по А.Ц. Пуни) трезвой уверенностью его в своих силах,  стремлением 
 активно и до конца бороться за  достижение  намеченной  цели,  оптимальным 
 уровнем эмоционального возбуждения, высокой устойчивостью по  отношению  к 
 различным сбивающим воздействиям. Обобщенно это  состояние  проявляется  в 
 способности спортсмена эффективно и рационально управлять своими действия- 
 ми, чувствами, поведением в условиях соревновательной  борьбы.  Отсутствие 
 (или малая выраженность) любого из названных признаков состояния  психоло- 
 гической готовности свидетельствует о том, что оно не является оптимальным 
 и может отрицательно сказаться на качестве регулирования спортсменом своей 
 двигательной, интеллектуальной и волевой активности.                       
 
      Стресс-факторы, влияющие на психологическую и эмоциональную  устойчи- 
 вость спортсменов.                                                         
      Наиболее значимо влияющие на  результаты  спортивной  деятельности  и 
 часто встречающиеся стресс-факторы можно разделить на две основные группы: 
 предсоревновательные и соревновательные, т.к.  восприятие  стресс-факторов 
 спортсменом очень индивидуально и избирательно.                            
 
      Предсоревновательные стресс-факторы:                                  
      1. Предшествующие плохие тренировочные и соревновательные результаты. 
      2. Конфликты с тренером, товарищами по команде или в семье.           
      3. Положение фаворита перед соревнованиями.                           
      4. Плохой сон за день или за несколько дней до старта.                
      5. Плохое оснащение соревнований.                                     
      6. Предыдущие неудачи.                                                
      7. Завышенные требования.                                             
      8. Длительный переезд к месту соревнований.                           
      9. Постоянные мысли о необходимости выполнения поставленной задачи.   
     10. Незнакомый противник.                                              
     11. Предшествующие поражения от данного противника.                    
 
     Соревновательные стресс-факторы:                                       
     12. Неудачи на старте.                                                 
     13. Необъективное судейство.                                           
     14. Отсрочка старта.                                                   
     15. Упреки во время соревнования.                                      
     16. Повышенное волнение.                                               
     17. Значительное превосходство соперника.                              
     18. Неожиданно высокие результаты соперника.                           
     19. Зрительные, акустические и тактильные помехи.                      
     20. Реакция зрителей.                                                  
     21. Плохое физическое самочувствие.                                    
     22. Болевой финишный синдром, страх смерти.                            
 
     Соревнования имеют ряд общих психологических особенностей:             
     1) спортивное соревнование обладает стимулирующим влиянием;            
     2) целью выступления в соревнованиях является  достижение  победы  или 
 лучшего результата;                                                        
     3) соревнования всегда социально значимы (их результаты  получают  об- 
 щественную оценку, влияют на статус спортсмена в обществе);                
     4) результаты выступления в соревнованиях  всегда  лично  значимы  для 
 спортсмена;                                                                
     5) спортивные соревнования являются  специфичным  фактором,  создающим 
эмоционально-волевые состояния, которые могут оказывать как  положительное, 
 так и отрицательное действие на результат спортсмена.                      
 
      Для спортсмена основными условиями деятельности являются:             
      необходимость поддержания высокой работоспособности в условиях нарас- 
 тающего утомления;                                                         
яя    необходимость на основании информации, поступающей по ходу выполнения 
 упражнения принимать определенные решения и исполнять  их  для  достижения 
 максимально возможных результатов;                                         
      необходимость регулярного выполнения большого объема нагрузки;        
      необходимость овладения приемами саморегуляции  с  целью  оптимизации 
 эмоциональных состояний, восстановления, стимуляции работоспособности.     
 
      Стрессоры с кратковременным действием:                                
      1. стрессоры, вызывающие страх (исполнение упражнения, в котором  ра- 
 нее была получена травма, встреча с явным фаворитом, неблагоприятный прог- 
 ноз и др.);                                                                
      2. стрессоры, вызывающие неприятные физические ощущения (боль,  уста- 
 лость, плохие метеорологические условия и т.п.);                           
      3. стрессоры темпа и скорости (необоснованно завышенные установки  на 
 рекордный результат, информационная перегрузка,  необходимость  проявления 
 предельной силы и быстроты движений и т.д.);                               
      4. стрессоры отвлечения  внимания  (тактические  маневры  противника, 
 опасения за здоровье, семейные и бытовые трудности и пр.);                 
      5. стрессоры неудачи (ошибка в  технике  движения,  неудачный  старт, 
 "неудачный противник" и т.п.);                                             
 
      Среди стрессоров с длительным действием:                              
      6. стрессоры, связанные с риском и  опасностью  (мото-  и  автоспорт, 
 хоккей, альпинизм, прыжки с трамплина, спортивная гимнастика и др.);       
      7.стрессоры длительной нагрузки, порождающие усталость (продолжитель- 
 ное выполнение упражнений на фоне нарастающего физического и  психического 
 утомления, монотонность условий и т.д.);                                   
      8.стрессоры борьбы (соревновательная деятельность, необходимость опе- 
 ративного изменения стиля деятельности и т.д.);                            
      9. стрессоры изоляции (невозможность контактов во время соревнования, 
 несоответствие командным требованиям и осуждение и пр.).                   
 
      Показатели стресс-реакции:                                            
      выраженная мышечная  скованность,  сопровождаемая  резким  понижением 
координации движений;                                                       
      изменение позы;                                                       
      мимические проявления, например, выражение глубокого горя;            
      хоботковый рефлекс (губы вытянуты вперед трубкой,  подергивание  ниж- 
 ней губой с выпячиванием вперед), сосательный рефлекс;                     
      неадекватные поведенческие реакции;                                   
      явная ошибочная оценка той или иной информации;                       
      ошибочные решения;                                                    
      выраженное нарушение ритма сердечных сокращений и дыхания;            
      уменьшение или увеличение сахара в крови;                             
      повышение или понижение АД;                                           
      длительный и обильный пот, особенно на шее, висках, за  ушами,  между 
 лопатками;                                                                 
      частые позывы на дефекацию;                                           
      диурез на психогенной основе.                                         
 
      Психологические и эмоциональные состояния спортсмена.                 
 
      Тревога - эмоциональное состояние спортсмена, возникающее в ситуациях 
 неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании события, интересующего 
 спортсмена, по исходу своему неизвестного (приятным оно будет или неприят- 
 ным) и потому его волнующего. Тревога - это первая  эмоциональная  реакция 
 при стрессе.                                                               
      Причинами возникновения тревоги могут быть:                           
      осознание важности, значительности, высокой ответственности выступле- 
 ния в соревновании;                                                        
      несоответствие уровня подготовленности спортсмена требованиям  напря- 
 женной соревновательной борьбы;                                            
      психическое состояние спортсмена с повышенной тенденцией предупрежде- 
 ния неуспеха;                                                              
      неадекватная оценка собственных действий и действий соперника;        
      выполнение упражнений, связанных с риском и опасностью и др.          
      Показателями тревоги могут быть:                                      
      ощущение беспомощности;                                               
      общая дезорганизация деятельности, нарушающей ее направленность и ре- 
 зультативность;                                                            
      затруднения в дыхании: чувство стеснения в горле и груди;             
      сильное сердцебиение; повышение АД и ЧСС;                             
      уменьшение слюноотделения;                                            
      рвота;                                                                
      потение;                                                              
      тремор;                                                               
      частый диурез.                                                        
      Тревожность - склонность спортсмена к переживанию тревоги, характери- 
 зующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги - один  из  основных 
 параметров индивидуальных различий.                                        
 
      Утомление - функциональное состояние организма спортсмена,  вызванное 
 умственной или физической работой, при которой наблюдается временное  сни- 
 жение работоспособности в связи с длительным воздействием нагрузок.        
      Компоненты утомления:                                                 
      1. Чувство слабосилия: утомление переживается как  ощущение  снижения 
 собственных сил и способностей, чувство тягостного напряжения и  неуверен- 
 ности в правильности действий,  невозможности  поддерживать  работоспособ- 
 ность на прежнем уровне.                                                   
      2. Расстройство внимания - снижение объема внимания,  нарушение  про- 
 цессов переключения и распределения, спортсмен становится  вялым,  малоак- 
 тивным, легкоотвлекаемым.                                                  
      3. Расстройство сенсорных процессов -  выраженное  снижение  чувстви- 
 тельности различных анализаторных систем.                                  
      4. Нарушение двигательных функций - обычно сопровождается замедлением 
 как простых, так и сложных двигательных реакций выбора.                    
      Нарушение двигательных функций приводит к разрушению  сложных  двига- 
 тельных навыков (из них выпадают отдельные элементы  движений),  нарушению 
 координации.                                                               
      5. Нарушение памяти - прежде всего приводит  к  ухудшению  извлечения 
 информации из памяти, процессов воспроизведения, процессов  запоминания  и 
 удержания памяти.                                                          
      6. Нарушение мышления - существенно снижается эффективность процессов 
 мышления.                                                                  
      7. Трансформация мотивов деятельности - по  мере  развития  утомления 
 происходит смена мотивов деятельности.                                     
      8. Ослабление воли - снижается выдержка, решительность и амоконтроль, 
 исчезает настойчивость.                                                    
      9. Сонливость - при сильном утомлении возникает  сонливость  как  ре- 
 зультат развития охранительного торможения. Потребность во сне может  быть 
 настолько высока, что спортсмен часто засыпает  в  любом  положении,  даже 
 стоя, на ходу.                                                             
 
      Стадии утомления.                                                     
      Первая стадия: слабое чувство усталости, вялости, сонливости  и  т.п. 
 Спортсмен еще может поддерживать требуемый уровень продуктивности деятель- 
 ности за счет волевых усилий или повышенного интереса деятельности. Однако 
 длительное волевое сопротивление может вызвать "взрыв переутомления",  ко- 
 торый обладает большой разрушительной силой для деятельности спортсмена.   
      Вторая стадия: снижение работоспособности, которое проявляется в  ос- 
 новном ухудшением правильности, а не скорости работы.                      
      Третья стадия: острое переживание утомления, которое может перейти  в 
 хроническое. Если развитие слабых форм утомления можно  рассматривать  как 
 естественную реакцию организма, имеющую защитную характер,  то  чрезмерное 
 утомление (как в острой, так и в хронической форме) - явление  нежелатель- 
 ное.                                                                       
 
      Фрустрация - психическое  состояние  спортсмена,  возникающее  тогда, 
 когда на его пути встречаются объективные (или субъективно воспринимаемые) 
 непреодолимые трудности для достижения цели,  или  переживание  неудачи  в 
 удовлетворении своих потребностей и блокирующие его деятельность.          
      Реакции на фрустрацию:                                                
      1 - досада на себя;                                                   
      2 - злость на других;                                                 
      3 - обесценивание предъявляемой задачи ("задача  неразрешимая,  никто 
 не может придумать ответа");                                               
      4 - тревожность ("мне теперь покоя не будет из-за этой задачи");      
      5 - депрессия.                                                        
 
      Психическое состояние - это психическая деятельность  в  определенном 
 промежутке времени, показывающая особенности протекания  психических  про- 
 цессов, детерминированных условиями внешней среды и особенностями  личнос- 
 ти.                                                                        
      К неблагоприятным психическим состояниям относятся:                   
      связанные с отрицательными асоциальными по своей направленности  чер- 
 тами характера и свойствами личности, навязчивые и  устойчивые  по  своим  
проявлениям (например, зазнайство);                                         
      снижающие результаты общественно значимой спортивной деятельности ас- 
 тенические или пассивные эмоции, например самоуспокоенность, апатия;       
      отвлекающие от основной спортивной задачи, направленные на  посторон- 
 ние объекты, имеющие активный характер, но уводящие от выполнения основной 
 деятельности, например те или другие заботы, восторг, гнев, вызванные лич- 
 ными отношениями;                                                          
      неблагоприятно влияющие на физическое и психическое здоровье  (невро- 
 тизирующие психику, вызывающие грубое нарушение функций  внутренних  орга- 
 нов, ослабляющие защитные силы организма).                                 
 
      Состояние тревожности - это наиболее  распространенное   состояние  у 
 спортсменов перед стартом и перед впервые выполняемым сложным упражнением. 
      Оно возникает у спортсмена перед стартом, результаты которого для не- 
 го значимы, но исход неизвестен.                                           
      Симптомы состояния тревожности следующие:                             
      сомнение в будущих результатах,                                       
      замедление двигательных реакций,                                      
      нарушение дыхательного цикла,                                         
      уменьшение объема и частоты дыхательныхдвижений.                      
      Состояние тревожности усугубляется неуверенностью спортсмена.         
 
      Состояние страха.                                                     
      Это состояние возникает перед выполнением опасных спортивных упражне- 
 ний (возможность срыва и получения травмы) и перед встречей с сильным  со- 
 перником (бокс, борьба и т.п.).                                            
      Симптомы состояния страха следующие:                                  
      увеличение частоты сердечных сокращений,                              
      побледнение или покраснение кожных покровов,                          
      расширение зрачков,                                                   
      оцепенение,                                                           
      дрожь,                                                                
      заторможенность.                                                      
      Следует иметь в виду, что на протекание состояния страха  и  на  его  
 симптомы влияют личностные особенности спортсмена (свойства нервной систе- 
 мы, волевые качества).                                                     
      Состояние монотонии наиболее  характерно  для  марафонцев,  лыжников, 
 конькобежцев, гребцов, штангистов, велосипедистов и др. Для состояния  мо- 
 нотонии характерно: падение интереса к тренировочной работе, преждевремен- 
 ная усталость, ослабление  внимания,  чувство  неудовлетворенности  сонли- 
 вость, увеличение времени сложной реакции, реагирование на  ложные  выпады 
 противника, укорочение времени простой реакции.                            
 
      Состояние психического пресыщения.                                    
      Это состояние, как правило, появляется вслед за монотонней, но  может 
 возникать и самостоятельно.                                                
      К симптомам этого состояния относятся:                                
      возбужденность,                                                       
      раздражительность,                                                    
      отвращение к выполняемой работе,                                      
      укорочение времени сложной реакции,                                   
      снижение частоты сердечных сокращений, дыхания, вентиляции  легких  и 
      энерготрат.                                                           
 
      Состояние стресса.                                                    
      Стресс, вызванный участием спортсмена в соревнованиях, - это  целост- 
 ное психофизиологическое состояние личности, возникающее в трудной  ситуа- 
 ции, связанное с активным положительным отношением к выполняемой  деятель- 
 ности, характеризуется сознательной ответственностью и сопровождается  не- 
 специфическими вегетативными и эмоциональными изменениями.                 
      В состоянии стресса могут появляться как положительные, так и отрица- 
 тельные сдвиги в выполняемой деятельности.                                 
      Динамика состояния стресса обусловлена свойствами нервной системы.    
      Уровень достижений спортсмена в состоянии стресса  определяется  сте- 
 пенью развития стресса и силой нервной системы. Состояние неуверенности  в 
 успешном выступлении является результатом оценки  спортсменом  предстоящей 
 соревновательной ситуации. Если спортсмен уверен в успешном выступлении на 
 соревновании, то запланированный им результат, как правило, достигается.   
 Состояние неуверенности (низкой уверенности) отрицательно  сказывается  на 
 предстоящей деятельности, запланированный результат не достигается.        
 
      Состояние фрустрации - это состояние человека, выражающееся в  харак- 
 терных особенностях переживания и поведения, вызываемое объективно не пре- 
 одолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели.             
      При низком уровне сопротивляемости к фрустрации может  появиться  ее  
 деструктивное воздействие на личность, заключающееся в следующем:          
      нарушение тонкой координации;                                         
      когнитивная ограниченность, из-за которой субъект не видит альтерна-  
 тивных путей или другой цели;                                              
      эмоциональное возбуждение с частичной утратой контроля над  собой  и  
 ситуацией.                                                                 
 
      Психологическая устойчивость - качество личности, позволяющее  спорт- 
 смену противостоять  неблагоприятному  давлению  обстоятельств,  сохранять 
 здоровье работоспособность.                                                
 
      Эмоциональная   устойчивость -  положительное  психическое  качество, 
 спортсмена в ответственные моменты спортивной борьбы достигает оптимальной 
 степени интенсивности, стабильности и устойчивой направленности на решение 
 спортивных задач.                                                          
 
      Стойкость - способность противостоять трудностям,  сохранять  веру  в 
 ситуациях фрустрации и постоянный уровень настроения.                      
 
      Уравновешенность - способность соразмерять уровень напряжения  с  ре- 
 сурсами психики и организма спортсмена.                                    
 
      Сопротивляемость - способность к сопротивлению тому, что ограничивает 
 свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных решениях, так и в  выбо- 
 ре образа жизни в целом.                                                   
 
      Индивидуальные психические качества, определяющие  психологическую  и 
 эмоциональную устойчивость спортсменов.                                    
      Система индивидуальных психических свойств состоит:                   
      а) психодинамические свойства (свойства темперамента);                
      б) психические свойства личности.                                     
 
      Только сам спортсмен знает о своем состоянии. Именно это субъективное 
 состояние спортсмена на основе его оценки своих ощущений, чувств и  мыслей 
 и нужно знать не только самому спортсмену, но его  тренеру  и  спортивному 
 психологу для того, чтобы в случае необходимости помочь спортсмену,  обод- 
 рить его, сказать нужные слова напутствия перед ответственным днем.        
      Опросник для изучения предсоревновательного состояния спортсмена раз- 
 работан на основе принятой в общей и спортивной психологии  трехкомпонент- 
 ной структуры психического состояния:                                      
      F - физический (телесно-поведенческий) компонент состояния;           
      Е - эмоциональный (энергетический) компонент состояния;               
      К - когнитивный (мыслительный) компонент состояния.                   
 
      Примечания к компьютерной версии.                                     
      1. Каждому ответу опросника присваиваются следующие  числовые  значе- 
 ния:                                                                       
      А - 3 балла - повышенный уровень;                                     
      Б - 2 балла - обычый уровень;                                         
      В - 1 балла - пониженный уровень.                                     
      2. Диаграммы и интерпретация  интегральных  показателей  основаны  на 
 числовых значених, выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.        
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий тестовый показатель;                               
      21% -  40%  пониженный тестовый показатель;                           
      41% -  60%  средний тестовый показатель;                              
      61% -  80%  повышенный тестовый показатель;                           
      81% - 100%  высокий тестовый показатель.                              
 
      Опросник состоит из 30 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Предсоревновательное состояние спортсмена.                       
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
   F   ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢>              
 
   E   ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢>              
 
   K   ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████─────────╢>              
                                ___                                         
 
   ПСС ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
      1. Физический (телесно-поведенческий)                                 
         компонент состояния                 -  F =  25   75%               
      2. Эмоциональный (энергетический)                                     
         компонент состояния                 -  E =  24   70%               
      3. Когнитивный (мыслительный)                                         
         компонент состояния                 -  K =  27   85%               
      -------------------------------------------------------               
           Общий тестовый показатель  -  ПСС =  76   77%                    
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Физический (телесно-поведенческий) компонент состояния:            
 
                         Повышенный уровень:                                
      Легкость и свобода движений.                                          
      Самооценка стабильности своей спортивной техники.                     
      Самооценка чувства равновесия в своих движениях.                      
      Самооценка чувства координации своих движений.                        
      Чувство своей "спортивной формы".                                     
      Внимательность.                                                       
      Восприятие своего "спортивного чувства" (воды, оружия,  мяча,         
 трассы, дистанции, шеста, снаряда и др.).                                  
 
                          Обычный уровень:                                  
      Легкость и свобода дыхания.                                           
      Ощущение работы своего сердца.                                        
      Самооценка аппетита сегодня.                                          
 
                         Пониженный уровень:                                
      Ощущение своего желудка и кишечника.                                  
 
       2. Эмоциональный (энергетический) компонент состояния:               
 
                         Повышенный уровень:                                
      Самооценка настроения.                                                
      Самооценка эмоционального состояния.                                  
      Желание участвовать в предстоящих соревнованиях.                      
      Уверенность в себе.                                                   
      Желание соревноваться.                                                
 
                          Обычный уровень:                                  
      Удовлетворенность взаимоотношениями со своим тренером.                
      Удовлетворенность взаимоотношениями с самыми близкими людьми.         
      Ощущение, что окружающие действуют ему на нервы.                      
      Выраженность тревоги из-за предстоящих соревнований.                  
 
                         Пониженный уровень:                                
      Спокойствие.                                                          
 
        3. Когнитивный (мыслительный) компонент состояния:                  
 
                         Повышенный уровень:                                
      Представление плана своих тактических действий на  предстоя-          
 щих соревнованиях.                                                         
      Степень занятости мыслями об итоге соревнований.                      
      Самооценка своих шансов на успех в предстоящих соревнованиях.         
      Способность подавить мысль о возможной неудаче на  соревнова-         
 ниях.                                                                      
      Частота размышлений о предстоящих соревнованиях.                      
      Размышления о своих соперниках.                                       
      Самооценка важности предстоящих соревнования для себя.                
 
                          Обычный уровень:                                  
      Беспокойные мысли о своем выступлении в соревнованиях.                
 
                         Пониженный уровень:                                
      Частота размышлений о том, что ожидают от  него  другие  люди         
 в предстоящих соревнованиях.                                               
 
 
      Интегральная самооценка структуры предсоревновательного               
                 психического состояния спортсмена:                         
 
      1. Повышенный уровень самооценки  физического  (телесно-пове-         
 денческого) компонента состояния.                                          
 
      2. Повышенный уровень самооценки эмоционального (энергетичес-         
 кого) компонента состояния.                                                
 
      3. Высокий уровень  самооценки  когнитивного  (мыслительного)         
 компонента состояния.                                                      
 
 
        Интегральная самооценка общего предсоревновательного                
                 психического состояния спортсмена:                         
 
      Повышенная самооценка общего состояния психической  готовнос-         
 ти спортсмена к соревнованию, которая характеризуется тенденцией к         
 трезвой уверенности в своих силах, стремлением активно и до  конца         
 бороться за достижение намеченной цели, оптимальным уровнем эмоци-         
 онального возбуждения, повышенной  устойчивостью  по  отношению  к         
 различным сбивающим воздействиям. Обобщенно  это  состояние  может         
 проявлятся в способности спортсмена эффективно и  рационально  уп-         
 равлять своими действиями, чувствами, поведением в условиях сорев-         
 новательной борьбы.