МЕТОДИКА:                                  
        Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей        
                             (А.М. Щетинина).                               
 
      Методика предназначена для диагностики проявлений эмпатических  реак- 
 ций и поведения у детей.                                                   
 
      Обработка полученных результатов.                                     
 
      Количественная:                                                       
      1. Если ребенок часто ведет себя адекватно поведению,  означенному  в 
 пунктах 1, 5, 9, 12, то за каждое из этих проявлений он получает 6 баллов, 
 что в сумме будет составлять 24 балла;                                     
      2. Если подобные формы поведения он обнаруживает лишь иногда,  то  ему  
 присваивается за каждую по 5 баллов;                                       
      3. Если форма поведения ребенка часто адекватна означенным  в  пунктах 
 4, 6, 7, 8, то за них он получает по 4 балла;                              
      4. Если проявление данных форм поведения (4, 6, 7,  8)  наблюдается  у 
 ребенка лишь иногда, то он получает за них 3 балла;                        
      5. Если поведение ребенка часто соответствует описанным в  пунктах  2, 
 3, 10, 11, то ставится по 2 балла;                                         
      6. Если ребенок никогда не проявляет указанного поведения, то ставится 
 0 баллов.                                                                  
 
      Качественная интерпретация данных.                                    
      Если ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоционально 
 на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в ситуацию, 
 пытается помочь, успокоить другого, то это  может  интерпретироваться  как 
 проявление ребенком гуманистической формы (высокой) проявления эмпатии.  К 
 детям с гуманистическим типом эмпатии относятся те, кто набрал от 20 до 24 
 баллов.                                                                    
      В том случае, когда ребенок пытается отвлечь  внимание  взрослого  на 
 себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом  говорит: 
 "А я не плачу никогда..." и т.п., если ребенок, стремясь получить похвалу, 
 одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание другому, то 
 все эти показатели рассматриваются как проявление эгоцентрической эмпатии. 
 Эгоцентрическую эмпатию проявляют дети, набравшие от 12 до 16 баллов.      
      Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других, сла- 
 бо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные действия лишь по  
 побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому уровню развития  эмпа- 
 тии. Это дети, которые получают от 1 до 8 баллов.                          
      Дети с количеством баллов от 17 до 19 могут быть отнесены к проявляю- 
 щим смешанный тип эмпатии.                                                 
      Если же балл ребенка колеблется в пределах 11, то можно предположить, 
 что развитие эмпатии у него идет по типу эгоцентрической.                  
 
      Опросник состоит из 12 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 4-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      1. В данной компьютерной программе диаграмма результатов тестирования 
 основана на показателе выраженном в процентах.                             
      2. Количественная интерпретация суммарного  тестового  показателя  по 
 данной методике затруднена по следующим причинам.                          
      Стимульный материал состоит их 3 групп вопросов по  степени  выражен- 
 ности эмпатии гуманистической и эгоцентрической форм.                      
      Наивысшие баллы будут получать дети  со  смешанными  формами  эмпатии 
 (I+II+III группа - до 48 баллов), а не преимущественно гуманистической  (I 
 группа - сумма - 24 балла, т.е. 50% от максимально возможного).            
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Характер проявлений эмпатических реакций.                        
           и поведения у детей.                                             
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
                Тестовый показатель - "Эм" = 25  52%                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                                 I.                                         
 
      Проявляет интерес к эмоциональному поведению других.                  
      Экспертная оценка: часто.                                             
 
      Ярко, эмоционально реагирует на состояние другого, заражается         
 им.                                                                        
      Экспертная оценка: иногда.                                            
 
      Предлагает переживающему эмоциональное состояние ребенку что-         
 либо (игрушку, конфетку и пр.).                                            
      Экспертная оценка: часто.                                             
 
      Активно включается в ситуацию, по собственной инициативе  по-         
 могает, гладит, обнимает и пр., т.е. производит успокаивающие дей-         
 ствия.                                                                     
      Экспертная оценка: иногда.                                            
 
 
                                 II.                                        
 
      Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоя-         
 нию другого.                                                               
      Экспертная оценка: иногда.                                            
 
      Реагирует на переживания другого, говоря при этом:  "А  я  не         
 плачу", "А у меня тоже", "А мне тоже..?"                                   
      Экспертная оценка: никогда.                                           
 
      "Изображает" сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает         
 похвалы, поддержки.                                                        
      Экспертная оценка: никогда.                                           
 
      Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому.                    
      Экспертная оценка: никогда.                                           
 
 
                                III.                                        
 
      Спокойно издалека смотрит в  сторону  ребенка,  переживающего         
 какое-либо состояние.                                                      
      Экспертная оценка: никогда.                                           
 
      Подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него.           
      Экспертная оценка: никогда.                                           
 
      Встает рядом с  ребенком,  беспомощно  смотрит  на  него,  на         
 взрослого.                                                                 
      Экспертная оценка: никогда.                                           
 
      Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого  (успокаива-         
 ет, обнимает, гладит и пр.).                                               
      Экспертная оценка: иногда.