МЕТОДИКА:                                  
                  Расширенный тест жизненных ориентаций                     
                 (Extended Life orientation test - ELOT)                    
                               (E.C. Chang)                                 
                 (перевод и адаптация М.С. Замышляевой).                    
 
      В современной зарубежной литературе можно выделить два основных  под- 
 хода к изучению оптимизма и пессимизма: исследование диспозиционного опти- 
 мизма (Ч. Карвер, М. Шейер и др.) и исследование оптимизма как  атрибутив- 
 ного стиля (М. Селигман, К. Петерсон и др.). Эти  подходы  имеет  довольно 
 много общих положений, отражающих близкие теоретико-методологические осно- 
 вания, и могут рассматриваться в рамках  позитивной  психологии  как  род- 
 ственные и взаимодополняющие направления.                                  
      Исследование диспозиционного оптимизма строится на основе общей  тео- 
 рии саморегуляции поведения - теории (или модели) "Ожидаемой ценности" Ат- 
 кинсона. В основе этой модели лежит постулат о том, что поведение строится 
 вокруг некоторой цели, оно направлено на  ее  достижение.  В  самом  общем 
 смысле цели - это состояния или действия, которые люди  рассматривают  как 
 желательные (цели) или нежелательные (анти-цели). С точки  зрения  мотивов 
 человека цели могут иметь разную значимость или ценность.                  
      Второй основной элемент данной модели - ожидание, которое  выражается 
 в чувстве уверенности или сомнении относительно достижения  цели.  Если  у 
 человека недостаточно уверенности в достижимости  цели,  то  он  не  будет 
 предпринимать усилий. Сомнение может воспрепятствовать началу действия или 
 разрушить действие в ходе его совершения. Только если у человека достаточ- 
 но уверенности, он инициирует действие и продолжает свои  попытки  достиг- 
 нуть цели при столкновении с препятствиями. Когда люди уверены в  конечном 
 успехе, они продолжают действовать даже перед лицом значительных  труднос- 
 тей.                                                                       
      В сложных ситуациях, успех в которых зависит от  множества  неподдаю- 
 щихся учету и контролю факторов или принципиально новых ситуаций, не  име- 
 ющих аналогов в прошлом опыте, первый план  выходят наиболее широкие  ожи- 
 дания человека, выражающие генерализованные чувства уверенности или сомне- 
 ния, которые можно назвать оптимизмом-пессимизмом. Чтобы подчеркнуть обоб- 
 щенность таких ожиданий, проявляющихся в готовности  определенным  образом 
 реагировать на любую ситуацию, в рамках данного подхода  часто  используют 
 понятие "диспозиционный оптимизм".                                         
      Под оптимизмом-пессимизмом Ч. Карвер и М. Шейер, имеют ввиду широкое, 
 диффузное, проявляющееся в разных ситуациях чувство уверенности или сомне- 
 ния, связанное с обобщенными, касающимися разных сфер жизни  положительны- 
 ми или отрицательными ожиданиями. Сталкиваясь с препятствием оптимисты бо- 
 лее склонны действовать уверенно и настойчиво (даже если продвижения в на- 
 правлении к цели незначительны), в то время как пессимисты склонны к  сом- 
 нениям и колебаниям. Оптимисты уверены, что препятствие,  так  или  иначе, 
 может быть преодолено, в то время как пессимисты ожидают неудачи. Оптимис- 
 тами, следовательно, можно назвать людей, которые  склонны  придерживаться 
 позитивных ожиданий относительно будущего; пессимисты, соответственно, бо- 
 лее склонны к негативным.                                                  
      Одной из проблем данного подхода является вопрос о том, правомерно ли 
 рассматривать оптимизм и пессимизм как противоположные полюсы единого кон- 
 структа, либо они представляют самостоятельные и относительно  независимые 
 между собой конструкты.                                                    
      Имеющиеся в распоряжении ученых факты дают немало аргументов в пользу 
 представлений об относительной независимости оптимизма и  пессимизма.  Для 
 многих ученых идея независимости оптимизма и пессимизма выглядит настолько 
 убедительно, что разрабатываются диагностические методики, направленные на 
 измерение оптимизма и пессимизма как самостоятельных конструктов, типичным 
 примером которых можно  считать  ELOT - двухмерый  опросник,  предложенный 
 E.C. Chang (США) в 1997 году.                                              
      Методика ELOT разработана E.C. Chang в 1997 году на основе LOT  (Life 
 Orientation Test, Carver С.S., Scheier M.F.). По мнению автора данной  ме- 
 тодики, она больше подходит для оценки двухфакторной модели оптимизма-пес- 
 симизма. Эта двухфакторная методика характеризует обобщенные позитивные  и 
 негативные ожидания личности, то есть диспозиционный оптимизм и пессимизм. 
      В отличие от LOT, она включает 20 утверждений, каждое из которых оце- 
 нивается по семибалльной шкале (от 1 балла - "совершенно не согласен" до 7 
 баллов - "совершенно согласен"). 6  утверждений  направлены  на  выявление 
 степени диспозиционного оптимизма, другие 9  относятся  к  диспозиционному 
 пессимизму, а оставшиеся 5 утверждений - "буферные".                       
 
      Статистические показатели.                                            
      Оптимизм:  среднее = 31, SD = 5,16.                                   
      Пессимизм: среднее = 31, SD = 7,4.                                    
 
      Опросник состоит из 20 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе диаграмма и интерпретация результатов 
 тестирования основана на показателях выраженных в процентах с нулевой точ- 
 кой:                                                                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
      Для более точной оценки рекомендуется ориентироваться на статистичес- 
 кие показатели полученные автором адаптированной версии методики или  про- 
 вести собственные статистические исследования на целевой выборке.          
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Расширенный тест жизненных ориентаций (ELOT).                    
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢> Оп           
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────────────╢> Пс           
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
        1. "Оптимизм" (позитивные ожидания)  - Оп = 33  75%                 
        2. "Пессимизм" (негативные ожидания) - Пс = 36  50%                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный уровень оптимизма, ожидания того,  что  в  будущем         
 будут происходить хорошие события.                                         
 
      Средний уровень пессимизма, умеренные негативные ожидания от-         
 носительно будущего.