МЕТОДИКА:                                  
           Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой              
              сферы детей с тяжелыми нарушениями развития                   
                             (В.В. Ткачева).                                
 
      Методика предназначена для изучения детей с  выраженными  нарушениями 
 развития.                                                                  
      Необходимость изучения эмоционально-личностной сферы детей определена 
 тем, что именно в этой области в процессе коррекционной работы  с  детьми, 
 страдающими тяжелыми пороками развития, в первую очередь может  проявиться 
 позитивная динамика.                                                       
      Опросник позволяет раскрыть особенности контакта между детьми с тяже- 
 лыми отклонениями в развитии и значимыми для них взрослыми, а  также  дает 
 возможность определения перспектив развития ребенка по ряду параметров.    
      Особенности личности и эмоциональных контактов детей изучаются с  по- 
 мощью 9 шкал.                                                              
      Оценка результатов осуществляется простым подсчетом баллов.           
      Высокий уровень      - 24-27 баллов.                                  
      Средний уровень      - 16-23 балла.                                   
      Низкий уровень       - 8-15 баллов.                                   
      Очень низкий уровень - ниже 8 баллов.                                 
 
      При выраженном снижении интеллекта, низком уровне общения или тяжелых 
 двигательных расстройствах квалификация результатов  деятельности  ребенка 
 осуществляется исходя из доступных его психофизическим возможностям  зада- 
 ний.                                                                       
      Анкета заполняется специалистом (педагогом,  психологом)  и  является 
 его эмпирической  оценкой  особенностей  развития  эмоционально-личностной 
 сферы ребенка.                                                             
 
      Опросник состоит из 9 вопросов.                                       
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой              
           сферы детей с тяжелыми нарушениями развития.                     
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                      Диагностическая шкала.                                
 
      ╟─░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓───────────────────╢>               
 
        <────[--]───><─────[-]─────><────[=]─────><──[+]─>                  
 
 
                     Структура оценочных шкал.                              
 
                       *                                                    
                     3 ┼───────────▄───▄───                                 
                       │           █   █                                    
                     2 ┼─▄───▄───▄─█───█─▄─                                 
                       │ █   █   █ █   █ █                                  
                     1 ┼─█─▄─█─▄─█─█─▄─█─█─                                 
                       │ █ █ █ █ █ █ █ █ █                                  
                     0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*                                
                         A B C D E F G H I                                  
 
 
                       Оценочные показатели:                                
 
   1. Отношение к пребыванию в школе и к обучению          - A = 2          
   2. Способы взаимодействия со взрослым (педагогом)       - B = 1          
   3. Принятие доступной пониманию инструкции              - C = 2          
   4. Соблюдение доступных правил поведения                - D = 1          
   5. Эмоциональные реакции                                - E = 2          
   6. Продолжительность занятий                            - F = 3          
   7. Установление доступных контактов с другими детьми    - G = 1          
   8. Приобретение новых навыков (в течение учебного года) - H = 3          
   9. Взаимодействие с матерью                             - I = 2          
   ---------------------------------------------------------------          
               Интегральный показатель - ИП = 17  63%                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Отношение к пребыванию в школе и к обучению:                       
      желание идти в школу для того, чтобы там играть.                      
 
      2. Способы взаимодействия со взрослым (педагогом):                    
      проявление упрямства и негативизма при попытках взрослого ус-         
 тановить с ребенком положительный контакт.                                 
 
      3. Принятие доступной пониманию инструкции:                           
      частичное выполнение инструкции.                                      
 
      4. Соблюдение доступных правил поведения:                             
      нарушение поведения во время урока (отсутствие умения слушать         
 педагога, сидеть спокойно в течение определенного времени,  посто-         
 янные и необоснованные просьбы выйти в туалет,  частое  отвлечение         
 внимания на другие объекты и др.).                                         
 
      5. Эмоциональные реакции:                                             
      состояние покоя, нормализация состояния.                              
 
      6. Продолжительность занятий:                                         
      выполнение посильных заданий в течение 10-15 мин.                     
 
      7. Установление доступных контактов с другими детьми:                 
      демонстрация желания играть с игрушкой, которая  находится  в         
 руках другого ребенка.                                                     
 
      8. Приобретение новых навыков (в течение учебного года):              
      приобретение трех и более навыков.                                    
 
      9. Взаимодействие с матерью:                                          
      проявление послушания как стремление установить связь  с  ма-         
 терью.                                                                     
 
      Интегральная оценка: средний уровень  развития  эмоционально-         
 личностной сферы ребенка.