МЕТОДИКА:                                  
         Шкальный опросник для исследования этнической идентичности         
                            детей и подростков                              
                             (О.Л. Романова).                               
 
      Методика предназначена для диагностики этнической идентичности  детей 
 и подростков.                                                              
      Этническая идентичность - переживание личностью своей  принадлежности 
 к определенному этносу, осознание наличия типичных для его  представителей 
 качеств, оценка этнически обусловленных предпочтений в сфере образования и 
 деятельности.                                                              
      Психологический смысл этнической идентичности проявляется при ее  со- 
 поставлении с такими родственными категориями, как  национальная  идентич- 
 ность (отождествление не с этносом,  а  нацией),  этническое  самосознание 
 (результат самоопределения личности в этническом  контексте  жизнедеятель- 
 ности), чувство этнической принадлежности (эмоциональное восприятие  своей 
 причастности к этносу), этничность (общее социальное определение  и  само- 
 определение личности в этнически значимом мире), этническая  идентификация 
 (процесс обретения этнической идентичности), этническая  самоидентификация 
 (осознанное причисление себя к этнической общности).                       
      Наиболее значимыми признаками этнической идентичности являются  язык, 
 происхождение, образ жизни, традиционная культура, ценности и нормы, исто- 
 рическая память и мифология, религия, чувство родины, гражданство,  харак- 
 тер, внешность.                                                            
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма, а  также  автоматическая  интерпретация 
 результатов тестирования основана на показателях выраженных в процентах  с 
 нулевой точкой отсчета.                                                    
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий тестовый показатель;                               
      21% -  40%  пониженный тестовый показатель;                           
      41% -  60%  средний тестовый показатель;                              
      61% -  80%  повышенный тестовый показатель;                           
      81% - 100%  высокий тестовый показатель.                              
 
      Опросник состоит из 21 вопроса.                                       
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкальный опросник для исследования этнической                    
           идентичности детей и подростков.                                 
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████─────────╢> ПЭ           
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████────────────╢> ЗН           
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███───────────────────╢> ВЭ           
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████████████─╢> ИЯ           
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
    1. Чувство принадлежности к своей этнической                            
       группе                                     - ПЭ =   7  85%           
    2. Значимость национальности                  - ЗН =   8  79%           
    3. Взаимоотношения этнического большинства и                            
       меньшинства                                - ВЭ =   4  64%           
    4. Использование того или иного языка         - ИЯ =   4 100%           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Выраженное чувство принадлежности к своей этнической  группе,         
 интерес к истории и культуре своего этноса, личная гордость за вы-         
 дающемся достижении своего народа.                                         
 
      Повышенная значимость национальности при общении с людьми,  в         
 дружбе, в семейных отношениях, в любых  межнациональных  спорах  и         
 т.д.                                                                       
 
      Повышенная уверенность в  том,  что  представители  коренного         
 большинства населения должны иметь преимущества перед другими  на-         
 родами, живущими на данной территории.                                     
 
      Выраженная убежденность в том, что делопроизводство, препода-         
 вание в школах, общение между людьми в многонациональном  государ-         
 стве должны быть организованы на языке коренного большинства насе-         
 ления.