МЕТОДИКА:                                  
                      Диагностика состояния стресса                         
                              (К. Шрайнер).                                 
 
      Методика позволяет определить уровни стрессового  состояния  и  может 
 быть использована при аутодиагностике (при условии искренних ответов).     
 
      Обработка результатов и их характеристика.                            
      Подсчитывается количество положительных ответов. Каждому ответу  "да" 
 присваи вается 1 балл.                                                     
      0-4 балла.                                                            
      Сдержанность поведения в стрессовой ситуации  и  умение  регулировать 
 свои собственные эмоции.                                                   
      5-7 баллов.                                                           
      Средний уровень стресса.                                              
      8-9 баллов.                                                           
      Переутомление и истощение.  Тенденция  часто  терять  самоконтроль  в 
 стрессовой ситуации и не умение владеть собой.                             
 
      По данным, полученным автором методики, было замечено, что подавляю-  
 щее большинство работников банка имеют оценку в интервале 5-7 баллов (80%  
 респондентов). Примерно 18% респондентов имеют 8-9 баллов. И только около  
 2% имеют оценку 0-4 балла. Следовательно, большинство банковских работни-  
 ков настоятельно нуждаются в том, чтобы повысить у себя средства самокон-  
 троля в стрессовых ситуациях.                                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      "Техническая" диаграмма результатов тестирования строится  на  основе 
 показателей выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.               
 
      Опросник состоит из 9 вопросов.                                       
      Примерное время тестирования 3-5 минут.                               
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Диагностика состояния стресса.                                   
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████───────╢>              
 
         <─────────[-]────────><──────[=]──────><───[+]───>                 
 
                Тестовый показатель - "СС" =  8  89%                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень стресса - состояние выраженной  нервно-психи-         
 ческой напряженности, негативных эмоциональных  переживаний,  дез-         
 адаптации и психического дискомфорта.                                      
      Наиболее характерные проявлений стресса в субъективных  пере-         
 живаниях, поведении и нарушении физиологических функций:                   
      ощущение потери контроля над собой;                                   
      дезорганизация продуктивности деятельности (рассеянность, при         
 нятие ошибочных решений, снижение работоспособности);                      
      вялость, апатия, повышенная утомляемость;                             
      расстройства сна (в том числе более долгое засыпание,  раннее         
 пробуждение);                                                              
      нарушения в эмоциональной сфере (раздражительность,  снижение         
 настроения, придирчивость, необоснованная критичность);                    
      нарушение аппетита;                                                   
      увеличение количества выпиваемого алкоголя;                           
      увеличение потребления психоактивных  средств  (успокаивающих         
 или стимулирующих);                                                        
      расстройство половой функции;                                         
      переживание психического  дискомфорта  и  жалобы  со  стороны         
 нервно-психической сферы;                                                  
      нарушение  продуктивности  познавательных  функций  (снижение         
 внимания, памяти, мыслительных процессов и др.);                           
      наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со сто-         
 роны соматической системы организма (головная боль, боли вм ышцах,         
 спине, изжога, повышение давления).                                        
      Cтрессовая симптоматика может проявляться  в следующих  изме-         
 нениях психического состояния:                                             
      в эмоциональной сфере - чувство эмоционального  подъема  или,         
 наоборот, обострение тревоги,  апатии,  депрессии,  эмоционального         
 дискомфорта.                                                               
      в когнитивной сфере - восприятие  угрозы,  опасности,  оценка         
 ситуации как неопределенной.                                               
      в мотивационной сфере - мобилизация сил или, напротив,  капи-         
 туляция (избегание, уход от стресс-факторов), потеря  мотивации  и         
 интересов.                                                                 
      в поведенческой сфере - изменение активности, привычных  тем-         
 пов деятельности, часто появление "зажатости" в исполнительных             
 движениях.                                                                 
      Общее для этих изменений - сдвиг  интенсивности  процессов  в         
 соответствующей сфере в сторону увеличения или уменьшения.