МЕТОДИКА:                                  
                        Стилевые параметры обучения                         
                          (А. Саломон, Р. Фелдер).                          
 
      Методика предназначена для диагностики стилевых параметров обучения.  
 
      Интерпретация результатов.                                            
      1-3 балла означает, что в целом  индивид  сбалансирован  между  двумя 
 стилями, возможно нестойкое предпочтение какого-либо стиля.  Такой  баланс 
 позволяет быть достаточно адаптивным в любой обучающей среде.              
      5-7 баллов означают умеренное предпочтение стиля. Испытуемые  с  уме- 
 ренным предпочтением обучаются более эффективно в  рамках  обучающей  про- 
 граммы, в рамках которой практикуется данный стиль представления  материа- 
 ла. Например, умеренное предпочтение рефлексивного стиля обучения позволя- 
 ет судить о большей вероятности успешного обучения в рамках  метакогнитив- 
 ной парадигмы.                                                             
      9-11 баллов означает выраженное предпочтение того  или  иного  стиля. 
 Несоответствие учебной среды 2и предпочитаемого стиля обучения  может  при- 
 вести к дезадаптации учащегося.                                            
 
      Краткое описание стилевых параметров обучения.                        
 
      1. Активность - рефлексивность.                                       
      При доминировании активности информация лучше усваивается,  если  она 
 может быть сразу же применена. При этом стиле  предпочтительнее  групповая 
 работа, материал лучше  усваивается,  если  проговаривается.               
      Предпочтение рефлексивного стиля выражается в тщательном  обдумывании 
 и мысленной категоризации информации перед тем, как она будет  использова- 
 на. При доминировании этого стиля более эффективна индивидуальная  работа, 
 материал лучше усваивается, если дается время на самостоятельную проработ- 
 ку его субъектом.                                                          
 
      2. Чувство (рациональность) - интуиция (иррациональность).            
      Люди с преобладанием полюса чувства более склонны к познанию фактов и 
 соотношений между ними. Этот стиль более  эффективен  при  решении  задач, 
 требующих оперирования точными данными.                                    
      Преобладание интуиции свидетельствует о склонности к познанию возмож- 
 ностей и абстрактных закономерностей, склонности к неопределенности. Испы- 
 туемые,  лучше  достраивают  незаконченные  ментальные  конструкции.  Этот 
 стиль, будучи устойчивым к неопределенности, вместе с тем, более склонен к 
 ошибкам.                                                                   
 
      3. Визуальный - вербальный стиль обучения.                            
      Человек с преобладанием визуального полюса лучше воспринимает нагляд- 
 ные репрезентации информации и учебного материала.                         
      При преобладании вербального  стиля  субъект  лучше  обучается,  если 
 слышит вербальный текст или проговаривает материал.                        
 
      4. Аналитичность - синтетичность.                                     
      При преобладающем синтетическом стиле субъект лучше усваивает матери- 
 ал только при построении целостной картины объекта или явления,  т.е.  для 
 понимания материала необходимо пройти всю цепочку логических  рассуждений. 
 Уровень компетентности в решении задач обычно больше, чем при  аналитичес- 
 ком стиле.                                                                 
      Аналитический стиль, наоборот, основывается на  исследовании  деталей 
 изучаемого предмета, а не понимании его в целостности.  Преобладание  этой 
 характеристики дает субъекту возможность лучше ориентироваться в проблеме. 
 
      При обработке результатов тестирования ответ, данный испытуемым  ("а" 
 или "б") заносится в соответствующую номеру утверждения графу. После этого 
 суммируются отдельно ответы "а" и "б" для каждого стиля, и вычисляется     
 разность между суммами ответов каждого типа. Полученное значение, а  также 
 его знак (плюс или минус) показывает силу предпочтения того или иного  по- 
 люса стиля.                                                                
 
      Опросник состоит из 44 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Стилевые параметры обучения.                                     
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
      Ак <╟──────────────────────┼▒▒─────────────────────╢> Рф              
 
      Чв <╟─────────▓▓▓▓▓▓▒▒▒▒▒▒▒┼───────────────────────╢> Ин              
 
      Вз <╟──────────────────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓█─────╢> Вр              
 
      Ан <╟──────────────────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────╢> Сн              
 
            <[!]<─<─[+]──><─<───[=]────>─>─<[+]─>─><[!]>                    
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
    1. Активность <-> рефлексивность             -  Ак-Рф =   1             
    2. Чувство <-> интуиция                      -  Чв-Ин =  -7             
    3. Визуальный <-> вербальный стиль обучения  -  Вз-Вр =   9             
    4. Аналитичность <-> синтетичность           -  Ан-Сн =   5             
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Активность - рефлексивность.                                       
      Сбалансированность между двумя  стилями,  возможно  нестойкое         
 предпочтение активного стиля.                                              
      Такой баланс позволяет быть  достаточно  адаптивным  в  любой         
 обучающей среде.                                                           
 
      2. Чувство (рациональность) - интуиция (иррациональность).            
      Умеренное предпочтение интуитивного стиля.                            
      Преобладание интуиции свидетельствует о склонности к познанию         
 возможностей и абстрактных закономерностей, склонности к неопреде-         
 ленности. Испытуемые, лучше достраивают  незаконченные  ментальные         
 конструкции. Этот стиль,  будучи  устойчивым  к  неопределенности,         
 вместе с тем, более склонен к ошибкам.                                     
      Испытуемые с умеренным предпочтением обучаются  более  эффек-         
 тивно в рамках обучающей программы, в рамках которой  практикуется         
 данный стиль представления материала.                                      
 
      3. Визуальный - вербальный стиль обучения.                            
      Выраженное предпочтение визуального стиля.                            
      Человек с преобладанием визуального полюса лучше воспринимает         
 наглядные репрезентации информации и учебного материала.                   
      Несоответствие учебной среды и предпочитаемого стиля обучения         
 может привести к дезадаптации учащегося.                                   
 
      4. Аналитичность - синтетичность.                                     
      Умеренное предпочтение аналитического стиля.                          
      Аналитический стиль,  основывается  на  исследовании  деталей         
 изучаемого предмета, а не понимании его в целостности.  Преоблада-         
 ние этой характеристики дает субъекту возможность лучше ориентиро-         
 ваться в проблеме.                                                         
      Испытуемые с умеренным предпочтением обучаются  более  эффек-         
 тивно в рамках обучающей программы, в рамках которой  практикуется         
 данный стиль представления материала.