МЕТОДИКА:                                  
                    Диагностика личностной креативности                     
                               (Е.Е. Туник).                                
 
      Креативность - творческие способности индивида -  способности  порож- 
 дать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро ре- 
 шать проблемные ситуации. Креативность характерна готовностью к продуциро- 
 ванию принципиально новых идей и входит в структуру одаренности как  неза- 
 висимый фактор.                                                            
      Среди интеллектуальных способностей выделена в особый тип.            
      Согласно  А. Маслоу  креативность -  это  творческая  направленность, 
 врожденно свойственная всем, но  теряемая  большинством  под  воздействием 
 среды. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя:                 
      1) повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоре- 
 чивости знаний;                                                            
      2) действия по определению этих проблем, по поиску их решений на  ос- 
 нове выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по  формулирова- 
 нию результата решения.                                                    
      Для оценки креативности  применяются  различные  тесты  дивергентного 
 мышления, опросники личностные, анализ результативности деятельности. Изу- 
 чение факторов творческих достижений ведется в двух направлениях:          
      1) анализ жизненного опыта и индивидуальных  особенностей  творческой 
 личности - личностные факторы;                                             
      2) анализ творческого мышления и его продуктов - факторы  креативнос- 
 ти: беглость, четкость, гибкость мышления, чувствительность  к  проблемам, 
 оригинальность, изобретательность, конструктивность при их решении и пр.   
 
      Данная методика позволяет определить  четыре  особенности  творческой 
 личности:                                                                  
      любознательность (Л);                                                 
      воображение (В);                                                      
      сложность (С);                                                        
      склонность к риску (Р).                                               
      Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не  утрачивает 
 своей прогностичности и в зрелом возрасте.                                 
 
      Основные критериальные проявления исследуемых факторов:               
      Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью  чаще  всего 
 спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать  устройство  механических 
 вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать  но- 
 вые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги,  и- 
 гры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.               
      Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы  о 
 местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать 
 проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит 
 думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено  на 
 картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает  удив- 
 ление по поводу различных идей и событий.                                  
      Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, про- 
 являет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой  трудные 
 задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи;  проявляет  настойчи- 
 вость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные  пути  решения 
 проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.       
      Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект  будет  отстаивать 
 свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высо- 
 кие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для  себя  возможность 
 ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому 
 мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители вы- 
 ражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть,  чтобы  узнать, 
 что из этого получится.                                                    
 
      Обработка данных.                                                     
      При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно корре- 
 лирующие с творческими проявлениями личности.  Они  включают  Любознатель- 
 ность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы по- 
 лучаем четыре "сырых" показателя по каждому фактору, а также общий суммар- 
 ный показатель.                                                            
      В данном случае определение каждого из четырех факторов  креативности 
 личности осуществляется на основе положительных и  отрицательных  ответов, 
 оцениваемых в 2 балла, частично  совпадающих  с  ключом  (в  форме  "может 
 быть"), оцениваемых в 1 балл, и ответов "не знаю", оцениваемых в -1  балл. 
 Использование этой оценочной  шкалы  дает  право  "наказать"  недостаточно 
 творческую, нерешительную личность.                                        
      Этот опросник разработан для того, чтобы  оценить,  в  какой  степени 
 спкобными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и 
 предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые.                  
      Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 - к во- 
 ображению, 13 - к способности идти на риск,  13  утверждений -  к  фактору 
 сложности.                                                                 
      Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный "сырой"  балл  может 
 быть равен 100, если не отмечены пункты "не знаю".                         
      Если испытуемый дает все ответы в форме "может быть", то его  "сырая" 
 оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов "не знаю".    
      Конечная количественная выраженность того или иного фактора определя- 
 ется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов "мо- 
 жет быть" (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов "не знаю" (-1 балл). 
      Чем выше "сырая" оценка человека, испытывающего позитивные чувства по 
 отношению к себе, тем более творческой личностью,  любознательной,  с  во- 
 ображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах,  он 
 является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими 
 способностями.                                                             
      Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности,  а 
 также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демон- 
 стрируют сильные (высокая "сырая" оценка) и слабые (низкая "сырая" оценка) 
 стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный "сырой" балл  могут 
 быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены  на  индивиду- 
 альном профиле учащегося.                                                  
 
      Примечение к компьютерной версии.                                     
      В данной программе автоматическая  интерпретация  теста  основана  на 
 следующих условных числовых показателях.                                   
 
      Шкалы "Любознательность" и "Воображение":                             
       0-4   - низкий тестовый показатель;                                  
       5-9   - пониженный тестовый показатель;                              
      10-14  - средний тестовый показатель;                                 
      15-19  - повышенный тестовый показатель;                              
      20-24  - высокий тестовый показатель.                                 
 
      Шкалы "Cложность" и "Cклонность к риску":                             
       0-5   - низкий тестовый показатель;                                  
       6-11  - пониженный тестовый показатель;                              
      12-16  - средний тестовый показатель;                                 
      17-21  - повышенный тестовый показатель;                              
      22-26  - высокий тестовый показатель.                                 
 
      Суммарный "сырой" балл:                                               
       0-20  - низкий тестовый показатель;                                  
      21-40  - пониженный тестовый показатель;                              
      41-60  - средний тестовый показатель;                                 
      61-80  - повышенный тестовый показатель;                              
      81-100 - высокий тестовый показатель.                                 
 
      Использование оценочной шкалы в которой из суммы всех ответов  совпа- 
 дающих с "ключом" вычитается сумма ответов"не знаю" может привести к тому, 
 что количественная выраженность того или иного фактора будет принимать от- 
 рицательные значения. При автоматической интерпретации все суммарные отри- 
 цательные значения шкал и общего показателя расцениваются как крайне  низ- 
 кие показатели указывающие на недостаточно творческую, нерешительную  лич- 
 ность.                                                                     
 
      Опросник состоит из 50 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 20-25 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
   Методика: Диагностика личностной креативности.                           
   Ф.И.О: _________________                                                 
   Доп. данные:____________                                                 
 
 
                              Диаграмма:                                    
 
         Л  <╟─────────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓████████───╢>                     
 
         В  <╟─────────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓████───────╢>                     
 
         С <╟──────────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓█████──────╢>                   
 
         Р <╟──────────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓████───────╢>                   
 
              <<────[-]───<0>─[+]───<<[++]>>─[+++]─>─>                      
 
 
                    Суммарный тестовый показатель:                          
 
    ЛК <╟──────────────────┼▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████───────╢>            
 
          <<─────[-]──────<0>───[+]───><───[++]──><──[+++]─>>               
 
 
                          Тестовые шкалы:                                   
 
                  1. Любознательность   - Л =  22                           
                  2. Воображение        - В =  18                           
                  3. Сложность          - С =  21                           
                  4. Склонность к риску - Р =  20                           
                  -------------------------------                           
                      Суммарная оценка =  81                                
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Выраженная любознательность.  Часто  спрашивает  всех  и  обо         
 всем. Ему нравится изучать устройство механических вещей.  Он  по-         
 стоянно ищет новые пути (способы) мышления.  Любит  изучать  новые         
 вещи и идеи. Ищет разные возможности решения задач. Изучает книги,         
 игры, карты, картины и т.д., чтобы познать как можно больше.               
 
      Повышенный уровень развития воображения. Склонность  придумы-         
 вать рассказы о местах, которые он никогда не видел; представлять,         
 как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтать о         
 различных местах и вещах; думать о явлениях, с которыми не сталки-         
 вался; видеть то, что изображено на картинах и рисунках, необычно,         
 не так, как другие; испытывать удивление по поводу различных  идей         
 и событий.                                                                 
 
      Повышенный уровень направленности на познание  сложных  явле-         
 ний. Часто проявляет интерес к сложным вещам и идеям. Предпочитает         
 ставить перед собой трудные задачи и проявляет настойчивость, что-         
 бы достичь своей цели. Любит изучать что-то без посторонней  помо-         
 щи. Предлагает более сложные пути решения проблемы, чем это кажет-         
 ся необходимым. Ему нравятся сложные задания.                              
 
      Повышеная склонность к риску. Тенденция отстаивать свои идеи,         
 не обращая внимания на реакцию других. Может ставить  перед  собой         
 высокие цели и пытаться их осуществить. Часто допускает  для  себя         
 возможность ошибок и провалов. Любит изучать новые вещи или идеи и         
 редко поддается чужому мнению. Не слишком  озабочен,  когда  одно-         
 классники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпо-         
 читает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.