МЕТОДИКА:                                  
                      Опросник совладания со стрессом                       
                   (К. Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб)                    
                             (COPE Inventory)                               
                (C.S. Carver, M.F. Scheier, J.K. Weintraub)                 
          (адаптация: Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, Е.А. Рассказова,            
                       О.А. Сычев, В.Ю. Шевяхова).                          
 
      Методика представляет собой русскоязычную  адаптацию  опроснка  COPE, 
 созданного К. Карвером, М. Шейером и Дж. Вейнтраубом на основе теоретичес- 
 ких представлений Р. Лазаруса и собственной теоретической модели.          
      Копинг - англ. "cope" - справиться, выдержать, совладать.             
 
      Опросник COPE Inventory был разработан для измерения как ситуационных 
 копинг-стратегий, которые, по замыслам авторов, могут быть изменчивы,  так 
 и для лежащих в основе этих стратегий личностных стилей реагирования.      
 
      Когнитивно-феноменологический подход - это теория преодоления стресса 
 по Лазарусу (R. Lazarus, 1966-1998).                                       
 
      Данная теория описывает взаимодействие человека и стресса.  Концепция 
 преодоления стресса состоит из двух этапов:                                
 
      1) Первичная оценка позволяет индивиду сделать вывод о том,  что  ему 
 грозит: стрессор - угроза или благоденствие. Первичная оценка  стрессового 
 воздействия заключается в вопросе: Что это значит для меня лично?".        
      При оценке события как дестабилизирующего,  возникает  потребность  в 
 адаптации, ее удовлетворение осуществляется по трем каналам:               
      Первый канал - освобождение эмоций.                                   
      Второй - выработка стратегии совладения.                              
      Третий - социальный канал, он влияет меньше - не учитывается.         
 
      2) Вторичная когнитивная оценка считается основной и выражается в по- 
 становке вопроса: "Что могу сделать в данной ситуации?" - оцениваются соб- 
 ственные ресурсы и личностные факторы, такие как:                          
      эмоциональная стабильность;                                           
      психологическая выносливость - это система убеждений;                 
      умение ставить цель и умение видеть смысл в том, что делаешь;         
      используемый тип психологической защиты;                              
      состояние в момент стресса;                                           
      предрасположенность к состояниям страха и гнева;                      
      социальная поддержка.                                                 
 
      Критерии, по которым узнаем характеристики социальной поддержки:      
      Есть ли те люди, которые являются значимыми.                          
      Оценка социального положения этих людей.                              
      Насколько они влиятельны в социальной среде.                          
      Могут ли они своей личностью воздействовать на стрессор.              
      Частота контактов с этими людьми.                                     
      Социальная поддержка осуществляет буферный и защищающий эффекты.      
 
      Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Результат со- 
 отношения первичной и вторичной оценки - решение о приоритетном для  орга- 
 низма типе реакции на стресс, а также выработка копинг-стратегии.          
      Активные копинг-стратегии, ориентированные на решение проблемы, ведут 
 к уменьшению имеющейся симптоматики, в то время как избегание и другие ко- 
 пинг-стратегии, направленные на редуцирование  эмоционального  напряжения, 
 приводят к усилению симптоматики.                                          
 
      Изначально опросник состоял из тринадцати шкал, в  дальнейшем  к  ним 
 были добавлены еще две, измеряющие использование  алкоголя,  наркотиков  и 
 юмора как средства совладания.                                             
      В отличие от многих других методик диагностики стратегий  совладания, 
 основывающихся на данных факторного анализа (на  статистическом  подходе), 
 авторы методики COPE К. Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб при его разработ- 
 ке основывались на двух теоретических подходах - подходе Р. Лазаруса и  на 
 их собственной модели саморегуляции поведения. Однако в отличие от  Р. Ла- 
 заруса авторы методики полагают, что  проводимое  им  разграничение  между  
 сфокусированными на проблеме и сфокусированными на эмоциях  способами  со- 
 владания является слишком упрощенным. В связи с этим  К. Карвер  призывает 
 не предлагать универсальных групп копинг-стратегий "второго уровня", а при 
 необходимости выявлять вторичную факторную структуру, соответствующую  по- 
 лученным данным. В зависимости от особенностей выборки, ситуации  диагнос- 
 тики и многих других факторов эта структура будет различаться.             
 
      В опросник COPE входят следующие 15 шкал:                             
      1) активное совладание (Active Coping) - действия или усилия для сме- 
 щения или обхода стрессора;                                                
      2) планирование (Planning) размышление о том, как  противодействовать 
 стрессору, планирование действий по совладанию;                            
      3) поиск инструментальной социальной поддержки (Seeking  Instrumental 
 Social Support) - поиск содействия, информации или совета о том, как  пос- 
 тупить;                                                                    
      4) поиск эмоциональной социальной поддержки (Seeking Emotional Social 
 Support) - ожидание симпатии или эмоциональной поддержки от других;        
      5) подавление конкурирующих действий (Suppression of Competing  Acti- 
 vities) - подавление направления внимания на другие  действия,  в  которые 
 можно оказаться вовлеченным, и более полная концентрация  на  действиях  в 
 отношении стрессора;                                                       
      6) религия (Religion) - повышенная включенность  в  религиозные  дей- 
 ствия;                                                                     
      7) положительная реинтерпретация и возвышение (Positive Reinterpreta- 
 tion and Growth) - изменение ситуации к лучшему посредством возвышения над 
 ней и взгляда на нее в более выгодном свете;                               
      8) сдерживающее совладание (Restraint Coping) - пассивное  совладание 
 путем прекращения попыток до следующей возможности их применения;          
      9) отказ/принятие (Resignation/Acceptance) - принятие того факта, что 
 стрессовая ситуация наступила и она реальна;                               
     10) направление и выражение эмоций (Focus on a nd  Venting  of  Emoti- 
 ons) - повышенное внимание к эмоциональному дистрессу и сопутствующая тен- 
 денция высвобождать чувства;                                               
     11) отрицание (Denial) - попытка отвергать реальность стрессовой ситу- 
 ации;                                                                      
     12) мысленное освобождение (Mental Disengagement) -  внутреннее  осво- 
 бождение от целей и содержания, связанных со стрессором, посредством грез, 
 сна или самоотвлечения;                                                    
     13) освобождение в  поведении  (Behavioral  Disengagement) -  изымание 
 усилий из действий, связанных со стрессором;                               
     14) использование алкоголя и/или лекарственных  веществ  (Alcohol/Drug 
 Use) - использование алкоголя и лекарственных препаратов для высвобождения 
 от стрессора;                                                              
    15) юмор (Humor) - шутки по поводу стрессора.                           
 
      В ряде работ, начиная с ранней работы  по  апробации  методики,  были  
 продемонcтрированы надежность и валидность методики, а также ее  факторная 
 структура.                                                                 
 
      Имеется две валидизации методики на русском языке,  отличающиеся  как 
 методологией валидизации, так и полученными данными -  версия П.А. Иванова 
 и Н.Г Гараняна (2010 г.) и версия Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой и  Е.Н. 
 Осина (в 2013 г.).                                                         
 
      Версия Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой и Е.Н. Осина (в 2013 г.).     
      Опросник состоит из 60 пунктов, объединенных в 15 шкал (соответствует 
 оригинальной структуре опросника), в настоящее время имеется также  и  его 
 сокращенная версия.                                                        
      Измеряются следующие стратегии совладания:                            
      1. Активное совладание (активные шаги или прямые действия, направлен- 
 ные на преодоление стрессовой ситуации).                                   
      2. Планирование (обдумывание того, как действовать в отношении  труд- 
 ной жизненной ситуации, разработка стратегий поведения).                   
      3. Подавление конкурирующей деятельности (избегание отвлечения други- 
 ми видами активности и, возможно, игнорирование других вещей, с тем  чтобы  
 активнее справляться со стрессовой ситуацией).                             
      4. Сдерживание совладания (ожидание подходящего для действий  момента 
 и воздержание от слишком поспешных, импульсивных действий).                
      5. Поиск социальной поддержки инструментального характера (стремление 
 получить совет, помощь или информацию).                                    
      6. Поиск социальной поддержки по эмоциональным  причинам  (стремление 
 найти эмоциональную, моральную поддержку, сочувствие и понимание).         
      7. Концентрация на эмоциях и их активное  выражение  (фокусировка  на 
 неприятных эмоциях, неприятностях и выражении чувств).                     
      8. Позитивное переформулирование и личностный рост  (попытки  переос- 
 мыслить стрессовую ситуацию в позитивном ключе).                           
      9. Отрицание (отказ верить в случившееся или попытки отрицать его ре- 
 альность).                                                                 
     10. Принятие (принятие реальности произошедшего, стрессовой ситуации). 
     11. Обращение к религии (обращение к помощи Бога, вере, религии).      
     12. Использование "успокоительных" (использование  алкоголя,  лекарст- 
 венных средств или наркотиков как способ избегания  проблемы  и  улучшения  
 самочувствия).                                                             
     13. Юмор (шутки и смех по поводу ситуации).                            
     14. Поведенческий уход от проблемы (отказ от достижения цели,  регули- 
 рование усилий, направленных на взаимодействие со стрессором).             
     15. Мысленный уход от проблемы (использование различных  видов  актив- 
 ности для отвлечения от неприятных мыслей, связанных с  проблемой,  напри- 
 мер, фантазирование, сон).                                                 
 
      Интерпретация.                                                        
      Подсчет баллов по каждой шкале достигается простым суммированием бал- 
 лов по всем вопросам, входящим в шкалу. Общий балл не  высчитываеся,  поэ- 
 тому из опрсника извлекается 15 показателей, поответствующих  выраженности 
 15 типов выделяемых защит.                                                 
      В настоящее время отсутствуют какие-либо данные о нормативных показа- 
 телях опросника, поэтому возможен лишь подсчет сырых баллов.               
 
      В ходе валидизаций русскоязычной  версии  опросника  копинг-стратегий 
 COPE была зафиксирована 14-факторная и 15-факторная структуры, обе близкие 
 к оригинальной, установлены достаточно  высокие  показатели  надежности  и 
 конструктной валидности опросника. Установлены гендерные различия в спосо- 
 бах совладающего со стрессом поведения, что свидетельствует о необходимос- 
 ти составления разных нормативов для мужчин и  женщин  при  стандартизации 
 инструмента.                                                               
 
      Опросник состоит из 60 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе автоматическая интерпретация результатов  тестиро- 
 вания интегрального показателя основана на числовых значениях выраженных в 
 процентах с нулевой точкой отсчета.                                        
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Опросник совладания со стрессом (COPE Inventory).                
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
                              Диаграмма.                                    
 
                  % *                                                       
                100 ┼───▄───────────────────▄───────                        
                 90 ┼   █             █     █                               
                 80 ┼───█─────────────█─────█───────                        
                 70 ┼   █ █           █     █                               
                 60 ┼───█─█───────────█─█───█─█───█─                        
                 50 ┼ ▄ █ █         █ █ █ █ █ █   █                         
                 40 ┼─█─█─█─────────█─█─█─█─█─█───█─                        
                 30 ┼ █ █ █   █ █   █ █ █ █ █ █   █                         
                 20 ┼─█─█─█─█─█─█───█─█─█─█─█─█───█─                        
                 10 ┼ █ █ █ █ █ █   █ █ █ █ █ █ █ █                         
                  0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*                       
                      A B C D E F G H I J K L M N O                         
 
                        Тестовые показатели:                                
 
    F1. Позитивное переформулирование и личностный                          
        рост                                       - A = 10   50%           
    F2. Мысленный уход от проблемы                 - B = 16  100%           
    F3. Концентрация на эмоциях и их активное                               
        выражение                                  - C = 13   75%           
    F4. Использование инструментальной социальной                           
        поддержки                                  - D =  7   25%           
    F5. Активное совладание                        - E =  8   33%           
    F6. Отрицание                                  - F =  8   33%           
    F7. Обращение к религии                        - G =  4    0%           
    F8. Юмор                                       - H = 11   58%           
    F9. Поведенческий уход от проблемы             - I = 15   92%           
   F10. Сдерживание                                - J = 12   67%           
   F11. Использование эмоциональной социальной                              
        поддержки                                  - K = 11   58%           
   F12. Использование "успокоительных"             - L = 16  100%           
   F13. Принятие                                   - M = 12   67%           
   F14. Подавление конкурирующей деятельности      - N =  6   17%           
   F15. Планирование                               - O = 12   67%           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Средний уровень позитивного переформулирования и  личност-         
 ного роста - попыток переосмыслить стрессовую ситуацию в  позитив-         
 ном ключе.                                                                 
 
      2. Высокий уровень мысленного ухода от проблемы - использова-         
 ния различных видов активности для отвлечения от  неприятных  мыс-         
 лей, связанных с проблемой, посредством  фантазирования,  сна  или         
 самоотвлечения.                                                            
 
      3. Повышенный уровень концентрации на эмоциях и их  активного         
 выражения - фокусировки на неприятных эмоциях, неприятностях и вы-         
 ра жении чувств.                                                           
 
      4. Пониженный уровень поиска социальной поддержки  инструмен-         
 тального характера - стремления получить совет, помощь или  инфор-         
 мацию.                                                                     
 
      5. Пониженный уровень активного  совладания - активных  шагов         
 или прямых действий, направленных на преодоление стрессовой ситуа-         
 ции.                                                                       
 
      6. Пониженный уровень отрицания - отказа верить в случившееся         
 или попыток отрицать его реальность.                                       
 
      7. Низкий уровень обращения к  религии - обращения  к  помощи         
 Бога, веры, религии.                                                       
 
      8. Средний уровень склонности к юмору - шуткам и смеху по по-         
 воду ситуации.                                                             
 
      9. Высокий уровень поведенческого ухода от  проблемы - отказа         
 от достижения цели, регулирования усилий, направленных на  взаимо-         
 действие со стрессором.                                                    
 
     10. Повышенный уровень сдерживания совладания - ожидания  под-         
 ходящего для действий момента и воздержания от слишком  поспешных,         
 импульсивных действий.                                                     
 
     11. Средний уровень поиска социальной поддержки по эмоциональ-         
 ным причинам - стремления найти эмоциональную, моральную  поддерж-         
 ку, сочувствие и понимание.                                                
 
     12. Высокий уровень использования  "успокоительных" -  алкого-         
 ля, лекарственных средств или  наркотиков  как  способа  избегания         
 проблемы и улучшения самочувствия.                                         
 
     13. Повышенный  уровень  принятия  реальности   произошедшего,         
 стрессовой ситуации.                                                       
 
     14. Низкий уровень подавления конкурирующей деятельности - из-         
 бегания отвлечения другими видами активности и, возможно,  игнори-         
 рования других вещей, с тем чтобы активнее справляться со стрессо-         
 вой ситуацией.                                                             
 
     15. Повышенный уровень  планирования - обдумывания  того,  как         
 действовать в отношении  трудной  жизненной  ситуации,  разработки         
 стратегий поведения.