МЕТОДИКА:                                  
                 Четырехмодальностный эмоциональный опросник                
            (Л.А. Рабинович, модифицированный вариант Е.П. Ильина).         
 
      Методика направлена на выявление преобладающих у человека эмоций.     
      ЭМОЦИИ (от лат. emovere - волновать, возбуждать) - особый класс  пси- 
 хических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинк- 
 тами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного пере- 
 живания (удовлетворения, радости, страха и т. д.)  значимость  действующих 
 на индивида явлений и ситуаций для  осуществления  его  жизнедеятельности. 
 Сопровождая практически любые проявления активности субъекта, эмоции  слу- 
 жат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической  деятель- 
 ности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. 
      Эмоции считаются одним из механизмов регуляции внешней  и  внутренней 
 деятельности, а также состояния организма, всех его систем.  Сами  эмоцио- 
 нальные явления включают компоненты разного рода (как субъективные, так  и 
 объективные; первичные и вторичные):                                       
      1) эмоционально-оценочный компонент (эмоциональное переживание);      
      2) экспрессивный компонент (выразительные  движения:  мимика,  жесты, 
 пантомимика, голосовые реакции и др.);                                     
      3) когнитивный, в т.ч. рефлексивный, компонент  (анализ  и  понимание 
 воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что,  собственно, 
 придает эмоциональным явлениям  предметную  направленность,  интенциональ- 
 ность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных  компо- 
 нентов эмоций);                                                            
      4) физиологический, как центральный, так и периферический,  компонент 
 (включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т.ч. эндокринные,  
 изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся 
 в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и т.д.);                          
      5) поведенческий компонент.                                           
 
      ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - свойство человека, характеризующие содержание,  ка- 
 чество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих  тем- 
 перамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления  темпера- 
 мента - впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержа- 
 тельные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие  осо- 
 бую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны  со  стержневыми  осо- 
 бенностями личности, ее нравственным потенциалом:  направленностью  сферы  
 мотивационной, мировоззрением, ориентациями ценностными и пр. Качественные 
 свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внеш- 
 него мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К  дина- 
 мическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, проте- 
 кания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.       
 
      Этот вопросник состоит из 46 вопросов; на них испытуемые могут дать 4 
 варианта ответа:                                                           
      "безусловно, дa",                                                     
      "пожалуй, дa",                                                        
      "пожалуй, нет"                                                        
      "безусловно, нет".                                                    
      За первый ответ испытуемый получает 4 балла, за второй - 3  балла, за 
 третий - 1 балл, за четвертый - 0.                                         
      К каждой эмоции (радости, гневу, страху, печали) относится по 12 воп- 
 росов (2 вопроса являются одновременно прямыми для одной модальности  (ра- 
 дости или печали) и обратными для друrой).                                 
      Процедура анкетирования и вычисления индивидуальных оценок по  каждой 
 из модальностей такова. Перед анкетированием испытуемому  вручается  пись- 
 менная инструкция, вопросник и бланк для ответов, имеющий 4  гpафы,  соот- 
 ветствующие 4 вариантам ответов. Согласно  инструкции,  испытуемые  должны 
 заносить номера вопросов в те графы бланка ответов,  которые  им  наиболее 
 подходят.                                                                  
      Ответы испытуемых оцениваются экспериментатором по 4-балльной  систе- 
 ме. Вычисление индивидуальных оценок по каждой из модальностей  состоит  в 
 суммировании количества ответов каждого из указанных вариантов,  умножении 
 их на то количество баллов, которым данный вариант ответа  оценивается,  и 
 суммировании баллов всех вариантов ответов. Максимально высокая  индивиду- 
 альная оценка по каждой из модальностей - 48 баллов, минимальная - 0.      
      Из-за сложности понимания тoгo, как подсчитывать сумму баллов, засчи- 
 тываемых при ответах "нет", все вопросы подобного типа в  данном  варианте 
 методики переделаны Е.П. Ильиным с отрицательных ответов  на  утвердитель- 
 ные.                                                                       
      Вопросы этой методики помогают выявлять не собственно эмоции,  а  на- 
 строение, оптимизм или пессимизм, агрессивность  и  другие  характеристики 
 личности, что, собственно, было предопределено целью создания данного  оп- 
 росника: выявить устойчивые эмоциональные переживания обследуемых. Поэтому 
 данную методику в значительной мере можно рассматривать не как выявление в 
 чистом виде переживаемых эмоций (радости, гнева, страха и печали),  а  как 
 склонность субъекта к оптимистичности или пессимистичности, к  позитивному 
 или негативному эмоциональному фону.                                       
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В связи с отсутствием количественных критериев интерпретации  резуль- 
 татов тестирования в данной компьютерной версии были приняты следующие ус- 
 ловные критерии оценок:                                                    
       0 - 9   низкие значения;                                             
      10 - 19  пониженные значения;                                         
      20 - 29  средние значения;                                            
      30 - 39  повышенные значения;                                         
      40 - 48  высокие значения.                                            
 
      Опросник состоит из 46 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 мин.                               
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Четырехмодальностный эмоциональный опросник.                     
 Ф.И.О: ______________________________                                      
 Доп. данные:_________________________                                      
 
 
                            Диаграмма.                                      
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────╢> Рд             
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓──────────────────────╢> Гн             
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────╢> Ст             
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█───────────────────╢> Пч             
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]─>                   
 
 
                       Tестовые показатели:                                 
 
                      1. Радость  -  Рд = 12                                
                      2. Гнев     -  Гн = 27                                
                      3. Страх    -  Ст = 26                                
                      4. Печаль   -  Пч = 30                                
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Пониженный уровень склонности к переживанию радости,  которая         
 характеризуется чувством удовлетворения, благополучия,  психологи-         
 ческого комфорта, расслабленности, ощущением  необыкновенной  лег-         
 кости, уверенности в себе и в своей способности преодолевать любые         
 трудности и преграды.                                                      
 
      Средний уровень склонности к гневным реакциям в ситуациях ре-         
 альной или  предполагаемой  допущенной  несправедливости,  обмана,         
 ошибки, оскорбления, неудачи, предательства, ограничения  физичес-         
 кой свободы, психологических ограничений и др.                             
 
      Средний уровень склонности к переживаниям страха в  ситуациях         
 ожидания угрозы или опасности для своего физического и/или  психо-         
 логического "Я".                                                           
 
      Повышенный уровень склонности к печали, которая  возникает  в         
 результате действительной или воображаемой утраты, которая угрожа-         
 ет самоуважению, самоуверенности и эмоциональной безопасности лич-         
 ности. Эмоция печали переживается как уныние, грусть, чувство оди-         
 ночества и изоляции. Психологической  основой  печали  могут  быть         
 разнообразные проблемные ситуации, с которыми человек сталкивается         
 в повседневной  жизни,  неудовлетворенные  первичные  потребности,         
 другие эмоции, а также образы, представления и воспоминания.