МЕТОДИКА:                                  
                          Опросник агрессивности                            
                            (А. Басс, М. Перри)                             
             (Buss-Perry Aggression Questionnaire - BPAQ-24)                
                      (Arnold H. Buss, Mark P. Perry)                       
               (адаптация: C.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский).               
 
      Опросник BPAQ разработан А. Бассом и М. Перри для диагностики  склон- 
 ности к  агрессии.  Методика  создана  на  основе  опросника  враждебности 
 А. Басса - А. Дарки (BDHI - Buss - Durkee Hostility Inventory, 1957),  вы- 
 зывавшего некоторые замечания специалистов по поводу его  психометрической 
 несостоятельности. Опросник BPAQ прошел неоднократную апробацию во  многих 
 странах мира (США, Англии, Канаде, Голландии,  Словакии,  Японии,  Италии, 
 Испании).                                                                  
      Отечественная адаптация методики осуществлялась экспертами  лаборато- 
 рии клинической психологии НЦПЗ РАМН и С.Н. Ениколоповым и Н.П. Цибульским 
 на выборке законопослушных испытуемых и преступников, осужденных по  обви- 
 нению в совершении агрессивно-насильственных преступлений (убийство,  раз- 
 бой, изнасилование, причинение тяжкого вреда здоровью,  хулиганство).  Ре- 
 зультаты адаптации и стандартизации методики позволили специалистам придти 
 к заключению о достаточно высоком уровне валидности и  надежности  русско- 
 язычной версии опросника (BPAQ-24) и пригодности его использования для ди- 
 агностики склонности к физической агрессии, враждебности и гневу. Выделен- 
 ная трехфакторная структура соответствует теоретическим положениям о  трех 
 компонентах агрессии в концепции А. Басса и М. Перри:                      
      инструментальный (физическая агрессия),                               
      аффективный (включает физиологическое возбуждение и подготовку к  аг- 
 рессии - гнев),                                                            
      когнитивный (основан на переживании чувства несправедливости и  ущем- 
 ленности, неудовлетворенности желаний - враждебность).                     
      Выявлена значимая корреляционная зависимость между  шкалами  BPAQ-24, 
 BDHI, адаптированной версии опросника диагностики  враждебности  У. Кука - 
 Д. Медлей и адаптированной  версии  опросника  диагностики  реакции  гнева 
 Р. Новако. Важным результатом исследования опросника является обнаруженная 
 связь между самоотчетом о склонности к агрессии и реальным  агрессивно-на- 
 сильственным поведением. Методика предназначена для исследований легитими- 
 зированной агрессии в различных социальных  группах,  для  кросскультурных 
 исследований, для прогнозирования агрессивного поведения  и  склонности  к  
 враждебности.                                                              
      Опросник BPAQ-24 состоит из 24 утверждений, которые испытуемый оцени- 
 вает относительно себя по пятибалльной шкале (от 1 -  "очень  на  меня  не  
 похоже" до 5 - "очень на меня похоже"). Результаты затем обрабатываются по  
 ключу, и по сумме баллов ответов по шкалам делается заключение о  выражен- 
 ности трех факторов агрессии: физическая агрессия, гнев, враждебность.     
 
      Обработка и интерпретация результатов.                                
      При обработке результатов по ключу  подсчитывается  сумма  баллов  по 
 каждой шкале. При этом ответы со знаком "+" оцениваются в  прямом  порядке 
 (ответ "1" оценивается в 1 балл, "2" - в 2 балла, "5" - в 5 баллов), а от- 
 веты со знаком "-" (утверждения № 11 и 19) оцениваются наоборот (ответ "1" 
 оценивается в 5 баллов, "2" - в 4 балла, "5" - в 1 балл).                  
      В целом по опроснику можно набрать от 24 до 120  баллов,  из  них  по  
 шкале "физическая агрессия" - от 9 до 45 баллов, по шкале "гнев" - от 7 до 
 35 баллов, по шкале "враждебность" _ от 8 до 40 баллов.                    
      Вывод о выраженности того или иного признака делается по аналогии  со  
 шкалой нормального распределения: до 30% от общего  числа  баллов - отсут- 
 ствие или незначительная выраженность признака, выше 60 % от общего  числа 
 баллов - явно выраженный признак, склонность к агрессии.                   
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В оригинальной версии индексы форм агрессии выраженные в "сырых" бал- 
 лах имеют различную размерность, что приводит к затруднениям при необходи- 
 мости их сравнения между собой. В  данной  компьютерной  версии  диаграмма 
 форм агрессии, а также автоматическая интерпретация результатов тестирова- 
 ния основана на показателях выраженных в процентах.                        
 
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий индекс агрессии;                                   
      21% -  40%  пониженный индекс агрессии;                               
      41% -  60%  средний индекс агрессии;                                  
      61% -  80%  повышенный индекс агрессии;                               
      81% - 100%  высокий индекс агрессии.                                  
 
      Опросник состоит из 24 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Опросник агрессивности (BPAQ-24).                                
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
    ФА ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────────╢>              
 
    Гн ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢>              
 
    Вр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────────────╢>              
                                ___                                         
 
    Аг ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓───────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
 
           1. Физическая агрессия     -  ФА =  17   22%                     
           2. Гнев                    -  Гн =  28   75%                     
           3. Враждебность            -  Вр =  24   50%                     
           ----------------------------------------------                   
           Общий тестовый показатель  -  Аг =  69   47%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Инструментальный компонент агрессии.                                  
      Пониженный уровень склонности к использованию физической силы         
 против другого лица.                                                       
 
      Аффективный компонент агрессии.                                       
      Повышенный уровень готовности к проявлению негативных  чувств         
 при малейшем возбуждении (включает физиологическое  возбуждение  и         
 подготовку к агрессии - гнев).                                             
 
      Когнитивный компонент агрессии.                                       
      Средний уровень тенденции к переживанию чувства  несправедли-         
 вости, ущемленности, неудовлетворенности желаний.  Умеренно  выра-         
 женная склонность к реакциям, развивающим негативные чувства и не-         
 гативные оценки людей и событий.                                           
 
                   ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ТЕСТОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:                        
      Средний уровень агрессивности - умеренно выраженная тенденция         
 к деструктивным реакциям области межличностных отношений.  Средний         
 показатель направленности на устранение и разрушение  препятствий,         
 преодолению того, что  противодействует  процессу  индивидуального         
 развития.