МЕТОДИКА:                                  
       Биографический опросник по диагностике нарушений поведения           
    (Biographisches Inventar zur Diagnose von Verhaltenstorungen - BIV)     
              (R. Jager, S. Lischer, B. Munster, B. Ritz)                   
                          (адаптация Чикер В.А.).                           
 
      Методика является многомерным опросником, который  может  применяться  
 для изучения тех или иных аспектов биографии, окружающей среды и  личности 
 испытуемых старше 18 лет.                                                  
      Биографические методы в психологии - способы исследования, диагности- 
 ки, коррекции и проектирования жизненного пути личности.                   
      Современные биографические методы основаны  на  изучении  личности  в 
 контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия.  Исполь- 
 зование биографических методов предполагает получение информации, источни- 
 ком которой являются  автобиографические  методики  (опросники,  интервью, 
 спонтанные и  спровоцированные  автобиографии),  свидетельства  очевидцев, 
 контент-анализ дневников, писем и т.п.                                     
      BIV представляет собой методическое и содержательное  развитие  формы 
 "А" MBI (Мангеймского биографического инструмента для клинических групп).  
      Эта биографическая методика нарушений  поведения  представляет  собой  
 самоописание личности, в котором содержится и объективная, и  субъективная  
 информация о раннем поведении человека. Различные школы психологии, и осо- 
 бенно психоанализ, опираются на положение о том,  что  причины  личностных 
 нарушений кроются в предшествующем опыте  научения.  Актуальные  конфликты 
 обусловлены индивидуальной историей развития, и  особенно  опытом  раннего 
 детства. Бихевиоральные теории говорят о том, что причина  устойчивых  не- 
 продуктивных стереотипов поведения лежит в сформированных биологических  и 
 психических диспозициях. Под биологическими диспозициями понимаются  акту- 
 альные биологические влияния и их последствия (например, болезнь) и  гене- 
 тически обусловленные причины, которые вызывают физические страдания. Пси- 
 хические диспозиции рассматриваются как тенденция к реакциям, которые воз- 
 никают в индивидуальной истории развития. В реальной жизни стимулы окружа- 
 ющей среды воспринимаются и перерабатываются субъективно,  проходят  через  
 "фильтр" личности, в которой существуют и те и другие диспозиции.          
 
      Данная методика соответствует, прежде всего, практическим  потребнос- 
 тям и описывает свойства личности, сформированные социальной средой, ситу- 
 ацией и биографией, раскрывает  влияние  семейной  ситуации  на  жизненный 
 путь. Методика позволяет получить стандартизированную информацию о биогра- 
 фии, ситуациях окружающей среды и актуальном  психическом  состоянии,  что 
 является важной предпосылкой для социально-психологической адаптации  лич- 
 ности. Опросник относится к  самооценочным  методикам,  в  нем с одержится 
 субъективная информация о семейной ситуации и поведении в социальной  сре- 
 де. Важно, что результаты этой методики могут говорить о некоторых наруше- 
 ниях адаптации и поведения в социуме.                                      
      Диспозиции нарушения социального поведения, по мнению авторов, разви- 
 ваются на ранних этапах социализации в связи с семейным окружением и  вос- 
 питанием родителей или заменяющих их лиц. В результате стереотипы отклоня- 
 ющегося поведения могут быть закреплены и проявляться в повседневном пове- 
 дении. Численное измерение этих стереотипов осуществляется при помощи био- 
 графических шкал опросника - FAM (семейная ситуация) и ERZIEN (стиль  вос- 
 питания). Дальнейший жизненный путь человека во многом опосредуется  влия- 
 нием среды. Она может это влияние закреплять и усиливать,  компенсировать, 
 заменять неадекватные стереотипы столь же неадекватными и т.п. Эти влияния 
 среды измеряются при помощи шкал  SOZLAG  (социальное  положение),  PSYCON 
 (психофизическая конституция), SOZAKT (социальная активность), ICHSTK (си- 
 ла "Я"). Наряду с этим в актуальной ситуации при описании поведения  могут 
 обнаружиться и личностные специфические  тенденции  поведения.  Личностные 
 особенности измеряются шкалами N (нейротизм) и Е (экстраверсия).           
 
Установлено, что родители часто создают основу готовности к будущим         
неврозам у детей своим эмоциональным поведением, бессердечностью,           
невротическими особенностями, антикоммуникативными установками,             
неудачным браком и сексуальными побуждениями.                               
 
      Опросник состоит из восьми относительно  независимых  друг  от  друга 
 шкал. Ключ по первым семи шкалам ориентирован негативно. То есть,  высокие 
 сырые оценки означают наличие соответствующей проблемы. В шкале Е  высокие 
 оценки соответствуют экстравертированному поведению.                       
      При вопросах о родителях могут возникнуть трудности у испытуемых, ко- 
 торые не воспитывались родителями или не имели братьев  и  сестер  (вопрос 
 87). Здесь можно дать следующее указание: "Поскольку вы могли вырасти не у 
 ваших прямых родителей, а у родственников, приемных родителей или еще где- 
 либо, то отвечайте на вопросы так, чтобы ответы описывали это лицо (напри- 
 мер, дядю, тетю, воспитателя) как исполняющего роль родителя".  На  вопрос 
 87 испытуемые, не имевшие братьев и сестер, должны ответить "нет".         
 
      На основании содержательных и статистических процедур может быть  вы- 
 делено 5 факторов, которые могут быть обозначены следующим образом:        
      1. Синдром семейного дефицита. В нем почти все утверждения  шкал  FAM  
 и ERZIEN имеют существенные нагрузки.                                      
      2. Синдром экстраверсии. Большую  часть  нагрузки  несут  утверждения 
 шкал SOZAKT и Е.                                                           
      3. Неуверенность в себе, слабость "Я".  Наибольшую  нагрузку  в  этом 
 факторе несут утверждения шкалы ICHSTK. Высокие нагрузки несут утверждения 
 из шкал SOZAKT и SOZLAG.                                                   
      4. Актуальное напряжение в профессиональной и личной сферах. В данный  
 фактор входят утверждения SOZAKT, PSYKON и ERZIEN.                         
      5. Синдром невроза. В него входят утверждения шкал N и PSYKON. Оценки 
 по этим шкалам позволяют отличать норму от отклонений в этой сфере. В этот 
 фактор входят также утверждения шкалы ICHSTK.                              
 
      Интерпретация.                                                        
      Для интерпретации нужно принимать во внимание три момента:            
      1. Следовать общему описанию особенностей личности, учитывая содержа- 
 тельные стороны интерпретации опросника.                                   
      2. В рамках психодиагностических исследований, результат которых  яв- 
 ляется весьма важным (например, экспертиза  в  судебных,  терапевтических, 
 коррекционных задачах), результаты  должны  быть  соотнесены  со  средними 
 оценками соответствующих групп.                                            
      3. "Сырые оценки", полученные при первичной обработке опросника, дол- 
 жны быть переведены в стены в зависимости от пола испытуемых.              
 
      Интерпретация шкал.                                                   
 
      1. Шкала FAM (Familiare Situation).                                   
      Субъективное описание семейной ситуации в детстве и  юности,  взаимо- 
 действия с родителями, отношения семьи к окружающим.                       
      Высокие оценки. Неудовлетворительные  взаимоотношения  с  родителями,  
 неадекватное отношение семьи к окружающему миру, недостаточное влияние  со 
 стороны семьи в детстве и юности.                                          
      Низкие оценки. Хорошее взаимодействие  между  родителями.  Позитивное  
 отношение семьи к окружающему миру, благоприятное влияние со стороны семьи 
 в детстве и юности.                                                        
 
      2. Шкала ICHSTK (Ichstarke).                                          
      Сила "Я", уверенность, способность добиться своего.                   
      Высокие оценки. Недостаточная сила "Я", низкая  уверенность  в  себе, 
 низкая способность добиваться своего.                                      
      Низкие оценки. Выраженная сила "Я", самоуверенность, способность  до- 
 биваться своего.                                                           
 
      3. Шкала SOZLAG (Soziale Lage).                                       
      Влияние факторов внешней среды, вызывающих  выраженное  напряжение  в 
 личных и социальных ситуациях.                                             
      Высокие оценки. Частое выражение напряжения в личных и социальных си- 
 туациях. Трудности социальной адаптации.                                   
      Низкие оценки. Незначительное ситуационное напряжение в межличностном 
 и социальном взаимодействии, хорошая социальная адаптированность.          
 
      4. Шкала ERZIEN (Erziehungsverhalten).                                
      Воспитательное воздействие родителей или замещающих их лиц.           
      Высокие оценки. Негативно воздействующее воспитательное поведение ро- 
 дителей или замещающих их лиц, неврозогенный стиль воспитания, отрицатель- 
 ный характер взаимодействия между родителями либо замещавшими их лицами.   
      Низкие оценки.  Благоприятное,  способствующее  дальнейшему  развитию  
 воспитательное поведение родителей. Хорошее взаимодействие между родителя- 
 ми.                                                                        
 
      5. Шкала N (Neurotizismus).                                           
      Нейротизм, эмоциональная лабильность.                                 
      Высокие оценки. Эмоциональная лабильность, сильные эмоциональные  ре- 
 акции, общая психическая неустойчивость, чувствительность, тревожность.    
      Низкие оценки. Психическое здоровье, нормальные  эмоциональные  реак- 
 ции, эмоциональная уравновешенность.                                       
 
      6. Шкала SOZAKT (Soziale Aktivitaten).                                
      Социальная активность, контактность.                                  
      Высокие оценки. Неспособность устанавливать и поддерживать социальные  
 контакты, проблемы раскрытия себя.                                         
      Низкие оценки. Хорошая способность устанавливать и поддерживать  кон- 
 такты, отсутствие робости в раскрытии себя другим.                         
 
      7. Шкала PSYKON (Psychophysiologische Konstitution).                  
      Предрасположенность к соматическим нарушениям, склонность реагировать 
 соматически на стрессовые нагрузки.                                        
      Высокие оценки. Сильно выраженная склонность к соматическим нарушени- 
 ям, низкая устойчивость к стрессовым нагрузкам, психическая лабильность.   
      Низкие оценки. Психическое здоровье,  отсутствие  предрасположенности  
 реагировать на стрессовые нагрузки.                                        
 
      8. Шкала Е (Extraversion).                                            
      Экстраверсия.                                                         
      Высокие оценки. Социальная активность, общительность, импульсивность.  
      Низкие оценки. Невысокая социальная активность, уединенный образ жиз- 
 ни, неспособность к спонтанному реагированию.                              
 
      Вопросник состоит из 45 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Биографический опросник по диагностике нарушений                 
           поведения (BIV).                                                 
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
                      *                                                     
                    9 ┼                                                     
                    8 ┼       ▄▄       ▄▄                                   
                    7 ┼────▄▄─██───────██─▄▄────                            
                    6 ┼    ██ ██    ▄▄ ██ ██                                
                    5 ┼────██─██────██─██─██────                            
                    4 ┼    ██ ██    ██ ██ ██                                
                    3 ┼─▄▄─██─██─▄▄─██─██─██─▄▄─                            
                    2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                             
                    1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                             
                    0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*                           
                        A  B  C  E  F  G  H  I                              
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
         1. Семейная ситуация (FAM)               -  A = 3                  
         2. Сила "Я" (ICHSTK)                     -  B = 7                  
         3. Социальное положение (SOZLAG)         -  C = 8                  
         4. Воспитание (стиль) (ERZIEN)           -  E = 3                  
         5. Нейротизм (N)                         -  F = 6                  
         6. Социальная активность (SOZAKT)        -  G = 8                  
         7. Психофизическая конституция (PSYKON)  -  H = 7                  
         8. Экстраверсия (E)                      -  I = 3                  
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Субъективное описание семейной ситуации в детстве и  юнос-         
 ти, взаимодействия с родителями, отношения семьи к окружающим.             
      Низкие оценки. Хорошее взаимодействие между родителями. Пози-         
 тивное отношение семьи к окружающему миру,  благоприятное  влияние         
 со стороны семьи в детстве и юности.                                       
 
      2. Сила "Я", уверенность, способность добиться своего.                
      Высокие оценки. Недостаточная сила "Я", низкая уверенность  в         
 себе, низкая способность добиваться своего.                                
 
      3. Влияние факторов внешней среды, вызывающих выраженное  на-         
 пряжение в личных и социальных ситуациях.                                  
      Высокие оценки. Частое выражение напряжения в личных и  соци-         
 альных ситуациях. Трудности социальной адаптации.                          
 
      4. Воспитательное воздействие  родителей  или  замещающих  их         
 лиц.                                                                       
      Низкие оценки. Благоприятное, способствующее дальнейшему раз-         
 витию воспитательное поведение родителей.  Хорошее  взаимодействие         
 между родителями.                                                          
 
      5. Нейротизм, эмоциональная лабильность.                              
      Средние оценки.                                                       
 
      6. Социальная активность, контактность.                               
      Высокие оценки. Неспособность  устанавливать  и  поддерживать         
 социальные контакты, проблемы раскрытия себя.                              
 
      7. Предрасположенность к соматическим нарушениям,  склонность         
 реагировать соматически на стрессовые нагрузки.                            
      Высокие оценки. Сильно выраженная склонность  к  соматическим         
 нарушениям, низкая устойчивость к стрессовым нагрузкам,  психичес-         
 кая лабильность.                                                           
 
      8. Экстраверсия.                                                      
      Низкие оценки. Невысокая  социальная  активность,  уединенный         
 образ жизни, неспособность к спонтанному реагированию.