МЕТОДИКА:                                  
                       Опросник структурного профиля                        
                    (Structural Profile Inventory - SPI)                    
                              (Lazarus A.A.).                               
 
      Методика предназначена для оценки структурного профиля BASIC I.D. при 
 мультимодальной психотерапии.                                              
      Мультимодальная психотерапия представляет собой применение  принципов 
 и техник (основывающихся главным образом на данных социальной, когнитивной 
 и экспериментальной психологии, а также на клиническом опыте) для уменьше- 
 ния страданий людей и увеличения жизненной адаптивности.                   
      Задачи, решаемые данным направлением психотерапии, могут быть охарак- 
 теризованы как обучающие, а основное внимание уделяется  внутриличностному 
 функционированию и межличностным взаимодействиям в социальных  и  семейных 
 системах. Для достижения устойчивых положительных изменений необходим  ши- 
 рокий спектр навыков, позволяющих справляться  с  жизненными  трудностями. 
 Индивид должен обладать ощущаемой им самим эффективностью "Я".  Тщательная 
 оценка предполагает изучение BASIC I.D. клиента.                           
      Полноценное лечение заключается в коррекции дезадаптивного и девиант- 
 ного поведения, неприятных чувств, негативных ощущений, нежелательных фан- 
 тазий, дисфункциональных убеждений и биохимического дисбаланса.            
      Для обозначения семи отдельных, но связанных друг с  другом  столпов, 
 на которые опираются человеческий темперамент и личность, А. Лазарус  ввел 
 акроним BASIC I.D., где В (англ. behavior) - поведение, A (англ. affect) - 
 эмоции, S (англ. sensation) - ощущения, I  (англ. Imagery) -  воображение, 
 C (англ. Cognition) - мышление, I  (англ.  interpersonal  relationships) - 
 межличностные отношения, D  (англ.  drugs/biology) -  медикаменты/биология 
 (Basic I.D. в США также обозначает удостоверение личности).                
      Оценка BASIC I.D. клиента предполагает получение ответов на ряд  воп- 
 росов:                                                                     
      В (поведение): Что мешает человеку почувствовать  себя  счастливым  и  
 реализовать свой потенциал (неадаптивное поведение,  саморазрушающие  дей- 
 ствия)? Что необходимо клиенту увеличить или уменьшить?  Что  ему  следует 
 прекратить делать, а что стоит начать делать?                              
      А (эмоции): Какие эмоции (аффективные реакции) доминируют у  клиента? 
 С какими эмоциями мы имеем дело: с гневом,  беспокойством,  сниженным  на- 
 строением или с их комбинациями, и в какой степени они выражены? Что,  ве- 
 роятнее всего, вызывает эти негативные эмоции - определенные мысли,  пред- 
 ставления, межличностные конфликты? Как человек  реагирует  (ведет  себя), 
 когда испытывает определенные эмоции? Важно найти взаимосвязь  между  про- 
 цессами ? Как влияет поведение на эмоции человека и наоборот? Как это вли- 
 яет на другие модальности?                                                 
      S (ощущения): Есть ли особые сенсорные жалобы? Какие чувства, мысли и 
 действия приводят к этим негативным ощущениям? О каких позитивных ощущени- 
 ях сообщает человек? (Здесь же следует  анализировать  индивида  как  чув- 
 ственное и сексуальное существо, поскольку усиление удовлетворения в поло- 
 вой жизни является распространенной терапевтической целью).                
      I (представления): какие фантазии и образы доминируют? Какой "Я"  об- 
 раз сложился у человека? Существуют ли особые представления  об  успехе  и  
 неудаче? Есть ли негативные и навязчивые образы (например, воспоминания  о  
 травмирующих событиях)? Как эти представления связаны с особенностями мыш- 
 ления, поведения, эмоционального реагирования и т.д.?                      
      С (когниции): Можем ли мы  определить  главные  установки,  ценности, 
 убеждения, мысли индивида? Какие "должен", "обязан", "следует"  доминируют 
 у человека? Есть ли определенные дисфункциональные убеждения или  иррацио- 
 нальные идеи? Можем ли мы обнаружить какие-либо неблагоприятные  автомати- 
 ческие мысли, которые мешают нормальному функционированию?                 
      I (межличностные отношения): Кто относится к значимым людям  в  жизни  
 человека? Что он хочет, желает и получает от них? Что он, в свою  очередь,  
 дает им и делает для них? Какие отношения приносят ему особое удовольствие  
 или причиняют боль?                                                        
      D (лекарства/биология): Здоров ли  человек  физически  и  психически? 
 Есть ли какие либо медицинские жалобы или проблемы? Какие особенности име- 
 ются у человека в отношении диеты, веса, сна, физических  нагрузок,  упот- 
 ребления алкоголя и наркотиков?                                            
 
      Опорой  мультимодального  анализа  являются  Профили  модальностей  и 
 Структурные профили.                                                       
      Профиль модальностей - это таблица BASIC I.D., в которой перечисляют- 
 ся проблемы, возникающие в пределах каждой  модальности,  и  рекомендуемые  
 воздействия.                                                               
      Структурный профиль появляется в конце Мультимодальной анкеты истории  
 жизни. Здесь клиентов просят оценить себя по каждой из модальностей  BASIC  
 I.D., используя 7-балльную шкалу; в этой шкале 1 балл соответствует  самой  
 низкой оценке, а 7 баллов - самой высокой оценке.                          
 
      Короткий формат психотерапевтической помощи  предполагает  соблюдение 
 нескольких важных принципов:                                               
      1) необходимо определить наличие существенных проблем в каждой из се- 
 ми модальностей BASIC I.D.;                                                
      2) совместно с клиентом выбирают три или  четыре  основные  проблемы, 
 которые требуют особого внимания;                                          
      3) при необходимости проводится медицинское обследование и, если тре- 
 буется, назначаются необходимые психотропные средства и другие лекарства;  
      4) по возможности применяются наиболее адекватные (эмпирически  дока- 
 завшие свою эффективность) техники работы с особыми проблемами.            
 
      Семь направлений личности по A. Лазарусу:                             
      1. Делать ... Действия = ПОВЕДЕНИЕ.                                   
      2. Чувствовать ... Настроение = ЭМОЦИИ.                               
      3. Ощущать ... (звуки, свет, прикосновения и другие) = ОЩУЩЕНИЯ.      
      4. Представлять ... Фантазировать ... Воображать = ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.     
      5. Думать ... Интерпретировать ... "Разговор с собой" = КОГНИЦИИ.     
      6. Общество ... Отношения = МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.                  
      7. Биологические факторы ... Физическое состояние ... Здоровье = БИО- 
         ЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ.                                                
 
      Хотя у индивидуумов  преобладают  различные  модальности,  BASIC I.D. 
 предлагает наглядные субцели для эффективного функционирования:            
 
      Поведение.                                                            
      Совершение эффективных действий, способствующих достижению  реалисти- 
 ческих целей.                                                              
 
      Аффект.                                                               
      Подтверждение, точное определение и признание чувств; развитие умения 
 справляться с отрицательными чувствами и усиление положительных чувств.    
 
      Ощущения.                                                             
      Сохранение контакта с собственными ощущениями и получение от них удо- 
 вольствия.                                                                 
 
      Образы.                                                               
      Поддержание контакта с собственным воображением; использование  обра- 
 зов, позволяющих справляться с ситуацией.                                  
 
      Когниции.                                                             
      Обладание достаточно точной и полной информацией; реалистичное мышле- 
 ние.                                                                       
 
      Межличностные отношения.                                              
      Обладание хорошо развитыми навыками общения, например ассертивностью, 
 навыками ведения беседы; способность к здоровой взаимозависимости.         
 
      Наркотическая зависимость и другие  виды  биологической  зависимости/ 
 биология.                                                                  
      Адекватная забота о теле и физическом здоровье; умеренность в потреб- 
 лении пищи и спиртных напитков.                                            
 
      Практика мультимодального консультирования  характеризуется  наличием  
 шести отличительных черт:                                                  
      1. Высокий уровень внимания к полному BASIC I.D. (Конкретный  и  все- 
 сторонний анализ BASIC I.D.)                                               
      2. Использование анализа BASIC I.D. второго порядка.                  
      3. Использование профилей модальности.                                
      4. Использование структурных профилей.                                
      5. Отслеживание последовательности активизирования модальностей.      
      6. Использование специальных процедур, предназначенных для "наведения  
 мостов" (Lazarus, 1992, р. 250).                                           
 
      В большинстве случаев мультимодальное консультирование опирается  на  
 полный анализ BASIC I.D. На основе полученных данных консультанты создают  
 так называемый профиль модальностей,  в  котором  перечисляются  основные  
 проблемы, имеющиеся в рамках каждой модальности, и  рекомендуемые  методы  
 лечения. Необходимо достигать итоговых целей, а именно разрешения  каждой  
 проблемы, указанной в профиле для данной модальности.                      
      Поскольку в профилях модальностей перечисляются также  рекомендуемые  
 воздействия, способы решения проблемы и цели  процесса  в  этих  профилях  
 подразумеваются. Задача консультанта - выбрать наиболее эффективный  спо-  
 соб разрешения каждой конкретной проблемы.                                 
 
      SPI создавался с помощью формулирования вопросов, которые  на  основе 
 внешней валидности, по всей вероятности, отражают основные компоненты  BA- 
 SIC I.D. В результате факторного анализа из  нескольких  версий  опросника 
 был получен один, наиболее адекватный.                                     
      Дополнительное исследование показало надежность и валидность этой ме- 
 тодики (Herman, 1993; Lander, 1988, 1991). Заполнение SPI супругами обычно 
 экономит время. Обсуждение полученных  баллов  часто  провоцирует  имеющие 
 смысл дискуссии и способствует лучшему  мультимодальному  пониманию,  пос- 
 кольку выделяет особые трудности и области недоразумений.                  
      Доказано, что крайне  полезно  использовать  расширенный  структурный 
 профиль, созданный A. Лазарусом. Клиенты, которые не расположены заполнять 
 большой Мультимодальный опросник жизненной истории, обычно  готовы  запол- 
 нить Расширенный структурный профиль. Супружеские пары, по-видимому, нахо- 
 дят это упражнение весьма полезным, потому что оно  проясняет  схожести  и 
 различия, ведущие к конфликтам. Более того, его можно использовать для по- 
 вышения совместимости супругов.                                            
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Компьютерная интерпретация результатов тестирования, а также построе- 
 ние диаграммы основаны на показателях выраженных  в  процентах  с  нулевой 
 точкой отсчета.                                                            
 
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Опросник состоит из 35 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Опросник структурного профиля (SPI).                             
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                     % *                                                    
                   100 ┼──────────────────────                              
                    90 ┼                                                    
                    80 ┼─────────────██───────                              
                    70 ┼          ██ ██                                     
                    60 ┼──────────██─██───────                              
                    50 ┼    ▄▄    ██ ██                                     
                    40 ┼────██────██─██───────                              
                    30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██    ▄▄                               
                    20 ┼─██─██─██─██─██────██─                              
                    10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██                               
                     0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*                             
                         Пв Эм Ощ Пр Кг МО ЛЗ                               
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
             1. Поведение               - Пв = 16  37%                      
             2. Эмоции                  - Эм = 20  50%                      
             3. Ощущения                - Ощ = 15  33%                      
             4. Представления           - Пр = 27  73%                      
             5. Когниции                - Кг = 31  87%                      
             6. Межличностные отношения - МО =  8  10%                      
             7. Лекарства/здоровье      - ЛЗ = 14  30%                      
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Поведение.                                                         
      Пониженный уровень склонности к деятельности - слабо выражен-         
 ное стремление быть занятыми, что-то  делать,  чем-то  заниматься,         
 участвовать в различных проектах.                                          
 
      2. Эмоции.                                                            
      Средний уровень эмоциональности, при этом эмоции могут  выра-         
 жаться как открыто, так и быть сдержанными.                                
 
      3. Ощущения.                                                          
      Пониженная склонность придавать значение ощущениям, связанным         
 с пятью основными органами чувств: зрением, слухом, вкусом, осяза-         
 нием и обонянием.                                                          
 
      4. Представления.                                                     
      Повышенный уровень способности формировать  мысленные  образы         
 и представлять себе реальные или воображаемые вещи, события  и  си-        
 туации. Склонность фантазировать, мечтать или просто видеть образы         
 свои "внутренним взором".                                                  
 
      5. Когниции.                                                          
      Высокий уровень склонности к умственной деятельности, процес-         
 су, с помощью которого человек получает информацию.  Стремление  к         
 рассуждениям, анализу, планированию, внутренним разговорам  с  со-         
 бой.                                                                       
 
      6. Межличностные отношения.                                           
      Низкий уровень склонности к взаимодействию с социальным окру-         
 жением в различных  ситуациях,  низкая  значимость  других  людей,         
 близкой дружбы, слабое желание близких отношений.                          
 
      7. Лекарства / биологические факторы / состояние здоровья.            
      Пониженный уровень склонности заботиться о своем  здоровье  в         
 целом - избегать вредных привычек, заниматься спортом, следить  за         
 своим весом, регулярностью и продолжительностью сна и т. д.