МЕТОДИКА:                                  
           Опросник поведения и переживания, связанного с работой           
             (Arbeitsbezogenes Verhaltens - und Erlebensmuster)             
                                  (AVEM)                                    
                         (У. Шааршмидт, А. Фишер)                           
               (Институт психологии Потсдамского университета)              
                         (адаптация Т. Ронгинской).                         
 
      Теоретическими предпосылками создания опросника  послужили  концепции  
 когерентности Антоновского, механизмов  преодоления  стресса  Лазаруса,  а  
 также методологические положения теории профессионального  выгорания  Мас- 
 лач.                                                                       
      Опросник AVEM - многофакторный диагностический инструмент,  позволяю- 
 щий определить типы поведения человека в ситуациях профессиональных требо- 
 ваний. При создании опросника авторы исходили из предположения о том,  что 
 взаимодействие индивида с требованиями профессиональной среды, способству- 
 ющее психическому здоровью и профессиональному росту, определяют  три  ос- 
 новные сферы личности:                                                     
      1. Профессиональная активность, выраженная в категориях субъективного 
 значения деятельности, профессиональных притязаний, готовности к энергети- 
 ческим затратам, стремления к совершенству при выполнении заданий, а также 
 способности к поддержанию дистанции между личной и  профессиональной  жиз- 
 ненными сферами. В случае, если субъективные ожидания индивида вступают  в 
 конфликт с объективным эффектом  деятельности,  возникает  риск  появления 
 первых сипмтомов психической перегрузки организма и  как  следствие - син- 
 дрома профессионального выгорания.                                         
      2. Стратегии преодоления проблемных ситуаций, представленные в  кате- 
 гориях тенденции к отказу от дальнейшего выполнения профессиональных зада- 
 ний, особенно в ситуациях поражений и неудач; активные стратегии преодоле- 
 ния трудностей, а также внутреннего равновесия. Эти признаки отражают  два 
 различных способа поведения в трудной ситуации: открытое взаимодействие  с 
 проблемами или избегание их решений. Мобилизация собственных  сил  требует 
 поиска самостоятельных решений и одновременно принятия ответственности  за 
 их последствия. Перенос центра тяжести на других людей или  ожидание,  что 
 "проблема сама собой разрешится", не является  стратегией  конструктивной, 
 поскольку нерешенная проблема приводит к  таким  негативным  последствиям, 
 как неудовлетворенность собой, чувство собственной неполноценности.        
      3. Эмоциональная установка к профессиональной деятельности, выражени- 
 ем которой становится чувство социальной поддержки, профессионального  ус- 
 пеха и жизненного удовлетворения. Эффективность деятельности  в  педагоги- 
 ческих и социальных профессиях в значительной степени определяется  созна- 
 нием социальной пригодности и полезности, поскольку основная цель педагога 
 и социального работника - оказание помощи другим людям.                    
 
      Опросник состоит из 66 утверждений, объединенных в 11 шкал,  выделен- 
 ных с помощью факторного анализа и отражающих реакции человека на требова- 
 ния профессиональной среды и способы поведения, формируемые на основе этих 
 реакций. Каждая шкала содержит 6 утверждений, степень согласия с  которыми 
 испытуемый оценивает по пятибалльной шкале - от  "полностью  согласен"  (5 
 баллов) до "полностью не согласен" (1 балл).                               
      Область поведения и переживания в профессиональной среде  описывается 
 11 шкалами опросника, которые учитывают три сферы личности:                
      профессиональная активность (5 шкал),                                 
      психическая устойчивость и стратегии преодоления проблемных  ситуаций 
 (3 шкалы),                                                                 
      эмоциональное отношение к работе (3 шкалы).                           
 
                      I. Профессиональная активность.                       
 
      1. Субъективное значение деятельности (ВА) - место в жизни человека.  
      2. Профессиональные притязания (ВЕ) - стремление к  профессиональному 
 росту.                                                                     
      3. Готовность к энергетическим затратам (VB) - готовность отдать  все  
 свои силы выполнению профессиональных задач.                               
      4. Стремление к совершенству (РS) - концентрация на качестве выполня- 
 емых обязанностей.                                                         
      5. Способность сохранять дистанцию по отношению к работе (DF) -  спо- 
 собность к релаксации и отдыху после работы.                               
 
                       II. Психическая устойчивость                         
               и стратегии преодоления проблемных ситуаций.                 
 
      6. Тенденция к отказу в ситуации неудачи (RT) - склонность к примире- 
 нию с ситуацией неудачи и легкому отказу от ее преодоления.                
      7. Активная стратегия решения проблем (OP) - активная и оптимистичес- 
 кая установка на появляющиеся проблемы и задачи.                           
      8. Внутреннее спокойствие и  равновесие  (IR) -  чувство  психической  
 стабильности и равновесия.                                                 
 
                   III. Эмоциональное отношение к работе.                   
 
      9. Чувство успешности в профессиональной деятельности (EE) - удовлет- 
 воренность своими профессиональными достижениями.                          
      10. Удовлетворенность жизнью (LZ) - общая жизненная удовлетворенность 
 с учетом профессионального успеха.                                         
      11. Чувство социальной поддержки (SU) - доверие и поддержка со сторо- 
 ны близких людей, чувство социального благополучия.                        
 
      Примечание: в названиях шкал сохранены оригинальные немецкие сокраще- 
 ния:                                                                       
      ВА - Subjektive Bedeutsamkeit der Arbeit;                             
      BE - Beruflicher Ehrgeiz;                                             
      VB - Verausgabungsbereitschaft;                                       
      PS - Perfektionsstreben;                                              
      DF - Distanzierungsfahigkeit;                                         
      RT - Resignationstendenz (bei MiBerfolg);                             
      OP - Offensive Problembewaltigung;                                    
      IR - Innere Ruhe imd Ausgeglichenheit;                                
      ЕЕ - Erfolgserleben im Beruf;                                         
      LZ - Lebenszufriedenheit;                                             
      SU - Erleben sozialer Unterstutzung.                                  
 
      На основе анализа показателей отдельных шкал опросника и  их  взаимо- 
 связей были выделены четыре типа поведения и переживания в  профессиональ- 
 ной среде.                                                                 
      Тип G - здоровый, активный, способный к решению трудных проблем, при- 
 дающий работе высокое (но не экстримальное) значение, контролирующий  соб- 
 ственные энергетические затраты, отмеченный конструктивным способом  прео- 
 доления ситуации неудач и поражений, которые рассматриваются субъектом де- 
 ятельности не как источник фрустрации и негативных эмоций,  а  как  стимул 
 для поиска активных стратегий их преодоления. Т.е. это образец положитель- 
 ной установки на выполнение деятельности, усиленной мобилизирующим воздей- 
 ствием положительных эмоций.                                               
      Тип S - экономный, бережливый, со средним уровнем мотивации,  энерге- 
 тических затрат и профессиональных притязаний,  выраженной  склонностью  к 
 сохранению дистанции по отношению к профессиональной  деятельности,  удов- 
 летворенностью своего труда. Характерной чертой этого типа является  общая 
 жизненная удовлетворенность, источником которой могут  быть  ситуации,  не 
 связанные с работой.                                                       
      Тип А - тип риска, характеризующийся экстремально высоким  субъектив- 
 ным значением профессиональной деятельности, большой степенью готовности к 
 энергетическим затратам, низкой устойчивостью к фрустрации  и  к  стрессу. 
 Высокий уровень негативных эмоций, являющийся следствием психической пере- 
 грузки, стремления к совершенству и связанной с  этим  неудовлетворенности 
 эффективностью своей деятельности, а также отсутствие социальной поддержки 
 позволяют отнести этот тип к группе риска с вероятностью  достаточно  быс- 
 трого развития синдрома профессионального выгорания.                       
      Тип В - выгорание, отмечен низким субъективным значением  деятельнос- 
 ти, низкой стрессоустойчивостью, ограниченной способностью к релаксации  и 
 конструктивному решению проблем, тенденцией к отказу в трудных  ситуациях, 
 постоянным чувством беспокойства и беспредметного страха, неспособностью к 
 сохранению необходимой дистанции по отношению к работе. Все это приводит к 
 дополнительным психическим нагрузкам, постоянной  неудовлетворенности  со- 
 бой, снижению общей психической устойчивости организма, апатии и нежеланию 
 выполнять профессиональные задачи.                                         
 
      Обработка результатов тестирования.                                   
      "Сырые" баллы по каждой шкале переводятся в станайны (standart nine - 
 стандартная девятка).                                                      
      Для станайна среднее = 5, стандартное отклонение = 2.                 
 
      Опросник состоит из 130 вопросов.                                     
      Примерное время тестирования  40-50 минут.                            
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Опросник поведения и переживания, связанного                     
           с работой (AVEM).                                                
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                              Диаграмма:                                    
 
                 *                                                          
               9 ┼                                                          
               8 ┼─▄▄──────────▄▄───────────────────                        
               7 ┼ ██          ██ ▄▄                                        
               6 ┼─██──────────██─██────▄▄──────────                        
               5 ┼ ██ ▄▄       ██ ██    ██                                  
               4 ┼─██─██───────██─██────██────▄▄────                        
               3 ┼ ██ ██       ██ ██    ██    ██                            
               2 ┼─██─██─▄▄─▄▄─██─██────██────██─▄▄─                        
               1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██                         
               0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                       
                   BA BЕ VB PS DF RT OP IR EE LZ SU                         
 
 
                        Тестовые показатели:                                
                                                         S  St              
                  I. Профессиональная активность.                           
       1. Субъективное значение деятельности     -  ВА = 24  8              
       2. Профессиональные притязания            -  ВЕ = 19  5              
       3. Готовность к энергетическим затратам   -  VB = 13  2              
       4. Стремление к совершенству              -  РS = 14  2              
       5. Способность сохранять дистанцию                                   
          по отношению к работе                  -  DF = 24  8              
 
                   II. Психическая устойчивость                             
           и стратегии преодоления проблемных ситуаций.                     
       6. Тенденция к отказу в ситуации неудачи  -  RT = 20  7              
       7. Активная стратегия решения проблем     -  OP = 15  1              
       8. Внутреннее спокойствие и равновесие    -  IR = 23  6              
 
               III. Эмоциональное отношение к работе.                       
       9. Чувство успешности в профессиональной                             
          деятельности                           -  EE = 13  1              
      10. Удовлетворенность жизнью               -  LZ = 20  4              
      11. Чувство социальной поддержки           -  SU = 16  2              
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                  I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.                           
 
      1. Субъективное значение деятельности.                                
      Высокий уровень значимости и важности работы в жизни  челове-         
 ка.                                                                        
 
      2. Профессиональные притязания.                                       
      Средний уровень уровень стремления личности к  профессиональ-         
 ному росту.                                                                
 
      3. Готовность к энергетическим затратам.                              
      Низкий уровень готовности отдать  все  свои  силы  выполнению         
 профессиональных задач.                                                    
 
      4. Стремление к совершенству.                                         
      Низкий уровень концентрации на качестве  выполняемых  обязан-         
 ностей.                                                                    
 
      5. Способность сохранять дистанцию по отношению к работе.             
      Высокий уровень способности к релаксации и отдыху после рабо-         
 ты.                                                                        
 
 
                    II. ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ                            
            И СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ.                    
 
      6. Тенденция к отказу в ситуации неудачи.                             
      Повышенный уровень склонности к примирению с ситуацией неуда-         
 чи и легкому отказу от ее преодоления.                                     
 
      7. Активная стратегия решения проблем.                                
      Низкий уровень активной и оптимистической установки на  появ-         
 ляющиеся проблемы и задачи.                                                
 
      8. Внутреннее спокойствие и равновесие.                               
      Средний уровень чувства психической стабильности  и  равнове-         
 сия.                                                                       
 
 
               III. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ.                       
 
      9. Чувство успешности в профессиональной деятельности.                
      Низкий  уровень  удовлетворенности  своими  профессиональными         
 достижениями.                                                              
 
      10. Удовлетворенность жизнью.                                         
      Средний уровень общей жизненной  удовлетворенности  с  учетом         
 профессионального успеха.                                                  
 
      11. Чувство социальной поддержки.                                     
      Низкий уровень доверия и поддержки со стороны близких  людей,         
 слабо выраженное чувство социального благополучия.