МЕТОДИКА:                                  
                     Адаптированность студентов в вузе                      
                      (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова).                      
 
      Методика предназначена для исследования адаптированности студентов  в 
 вузе и включаетя в себя две шкалы: адаптированность  к  учебной  группе  и 
 адаптированность к учебной деятельности.                                   
      Методика может использоваться для выявления  студентов,  испытывающих  
 трудности в адаптации к группе и к учебной деятельности; для методического 
 обеспечения психологического сопровождения адаптации студентов в вузе, для 
 исследования эффективности коррекционно-развивающей и воспитательной рабо- 
 ты со студентами, а также в практике  преподавания  курсов  педагогической 
 психологии, педагогики и психодидактики в психолого-педагогических вузах и 
 колледжах.                                                                 
 
      Поступление в вуз и обучение в нем сопровождается включением  вчераш- 
 них выпускников школ в новую для них культурно-образовательную среду,  что 
 является пусковым механизмом  процесса  адаптации.  Успешность  адаптпации 
 предполагает актуализацию резервных возможностей обучающихся и  их  готов- 
 ность к преодолению различного рода  трудностей,  возникающих  в  процессе 
 обучения.                                                                  
      В психологической адаптации студентов в вузе  принято,  в  частности, 
 различать виды:                                                            
      адаптацию к условиям учебной  деятельности  (приспособление  к  новым 
 формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному  режиму  труда  и 
 отдыха, самостоятельному образу жизни и т. п.);                            
      адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников,  усвоение  его 
 правил, традиций);                                                         
      адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, уме- 
 ний и навыков, качеств).                                                   
 
      По мнению авторов методики адаптированность студентов  к  обучению  в 
 вузе предполагает наличие следующих особенностей в поведении и деятельнос- 
 ти студентов:                                                              
      1) удовлетворительное психологическое и физическое состояние студента 
 в учебных и внеучебных ситуациях в вузе;                                   
      2) принятие студентом социальных ожиданий и предъявляемых к нему тре- 
 бований, а также соответствие его поведения этим ожиданиям и требованиям;  
      3) способность придавать происходящему в вузе  желательное  для  себя 
 направление и пользоваться имеющимися условиями для успешного осуществлен- 
 ия своих учебных и личностных стремлений и целей.                          
 
      Методика "Адаптированность студентов в вузе" представляет собой набор 
 из 16 суждений, по отношению к которым студенты  должны  выразить  степень 
 своего согласия.                                                           
 
      Обработка результатов осуществляется путем перевода цифр  в  баллы  в 
 соответствии с ключом и последующего суммирования  полученных  баллов  от- 
 дельно по каждой шкале и методике в целом.                                 
 
      Методика прошла психометрическую проверку и была использована для ис- 
 следования различий в адаптированности студентов-первокурсников,  окончив- 
 ших сельскую и городскую школы, а также для исследования  адаптированности 
 студентов различных курсов.                                                
 
      Интерпретация:                                                        
 
      Высокие показатели по шкале "Адаптированности в учебной группе"  сви- 
 детельствуют о том, что студент чувствует себя в группе  комфортно,  легко 
 находит общий язык с однокурсниками, следует принятым в  группе  нормам  и 
 правилам. При необходимости может обратиться к однокурсникам  за  помощью, 
 способен проявить активность и взять инициативу в группе  на  себя.  Одно- 
 курсники также принимают и поддерживают его взгляды и интересы.            
      Низкие по этой шкале свидетельствуют об испытываемых студентом  труд- 
 ностях в общении с однокурсниками. Студент держится в  стороне,  проявляет 
 сдержанность в отношениях. Ему трудно найти общий язык  с  однокурсниками, 
 он не разделяет принятые в группе нормы и правила, не встречает  понимания 
 и принятия своих взглядов со стороны однокурсников, не может обратиться  к 
 ним за помощью.                                                            
 
      Высокие показатели по шкале "Адаптированности к учебной деятельности" 
 cвидетельствуют о том, что студент легко осваивает учебные  предметы,  ус- 
 пешно и в срок выполняет учебные задания; при  необходимости  может  обра- 
 титься за помощью к преподавателю, свободно  выражает  свои  мысли,  может 
 проявить свою индивидуальность и способности на занятиях.                  
      Низкие показатели по этой шкале говорят о том, что студент  с  трудом 
 осваивает учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно  высту- 
 пать на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не  может  за- 
 дать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам  он  нуждается  в 
 дополнительных консультациях, не может проявить  свою  индивидуальность  и 
 способности на учебных занятиях.                                           
 
      Психометрическая проверка методики.                                   
 
      В исследовании приняли участие 167 студента I-V курсов  исторического 
 и технолого-экономического факультетов Стерлитамакской государственной пе- 
 дагогической академии (100 юношей и 67 девушек). Проверка надежности  про- 
 изводилась с использованием метода "расщепления" и последующего вычисления 
 соответствующих коэффициентов. Для определения надежности  и  точности  по 
 обеим шкалам использовалась формула Рюлона; для  вычисления  коэффициентов 
 надежности-согласованности применялась формула Спирмена-Брауна  и  формула 
 Кронбаха. В результате произведенных вычислений все полученные  показатели 
 находились в пределах 0,90 - 0,92.                                         
 
      Проверка валидности веста.                                            
      Проверка по критерию конструктивной валидности заключалась в вычисле- 
 нии коэффициентов корреляции суммарного результата, полученного по  данной  
 методике, с показателями уровня социально-психологической адаптированности 
 по методике К. Роджерса и Р. Даймонда. В результате коэффициент корреляции 
 для 64 испытуемых составил 0,82 (a < 0,001).                               
 
      В целях повышения достоверности результатов опросник был  сбалансиро- 
 ван по количеству положительных и отрицательных ответов: вариантам "да"  и 
 "нет" по каждой шкале соответствует равное количество пунктов опросника.   
 
      Вычислены также следующие показатели по обеим шкалам.                 
 
      По шкале "Адаптированности к учебной группе":                         
      cреднее арифметическое = 12,0;                                        
      медиана = 13;                                                         
      стандартное отклонение = 3,3;                                         
      минимальное число баллов = 4,0;                                       
      максимальное число баллов = 16,0.                                     
 
      По шкале "Адаптированности к учебной деятельности":                   
      cреднее арифметическое = 10,6;                                        
      медиана = 11;                                                         
      стандартное отклонение = 3,7;                                         
      минимальное число баллов = 2,0;                                       
      максимальное число баллов = 16,0.                                     
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе автоматическая интерпретация  резуль- 
 татов тестирования основана на показателях выраженных в процентах.         
 
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный низкий показатель;                             
      41% -  60%  средний низкий показатель;                                
      61% -  80%  повышенный низкий показатель;                             
      81% - 100%  высокий низкий показатель.                                
 
      Опросник состоит из 16 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Адаптированность студентов в вузе.                               
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────╢> АГ           
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢> АД           
 
         <──[--]──><──[-]───><──[=]───><───[+]──><──[++]──>                 
                                ___                                         
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────╢> АС           
 
         <──[--]──><──[-]───><──[=]───><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
      1. Адаптированность в учебной группе       - АГ =  6  38%             
      2. Адаптированность к учебной деятельности - АД = 12  75%             
      ---------------------------------------------------------             
      Интегральный показатель адаптированности   - АС = 18  56%             
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Пониженный уровень адаптированности к учебной группе.                 
      Тенденция испытывать трудности в  общении  с  однокурсниками,         
 держаться в стороне, проявлять сдержанность в отношениях. Студенту         
 трудно найти общий язык с большинством однокурсников, он не разде-         
 ляет многие нормы и правила принятые в группе, часто не  встречает         
 понимания и принятия своих взглядов со стороны  однокурсников,  не         
 может обратиться к ним за помощью.                                         
 
      Повышенный уровень адаптированности к учебной деятельности.           
      Студент легко осваивает большинство учебных предметов, успеш-         
 но и в срок выполняет многие учебные  задания;  при  необходимости         
 может обратиться за помощью  к  преподавателю,  свободно  выражает         
 свои мысли, может проявить свою индивидуальность и способности  на         
 занятиях.                                                                  
 
                      ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ                               
                 АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТА В ВУЗЕ:                          
                            средний.