МЕТОДИКА:                                  
                     Исследование уровня ассертивности                      
                           (В. Каппони, Т. Новак).                          
 
      Ассертивность - способность человека не зависеть от внешних влияний и 
 оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение  и  отвечать  за 
 него.                                                                      
      В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет  к  одной 
 из двух крайностей: пассивности либо агрессии. В первом случае  человеком, 
 который добровольно принимает на себя роль жертвы, руководит неуверенность 
 в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, что 
 уже нажито. Во втором - явное или завуалированное  желание  манипулировать 
 окружающими, подчиняя их своим интересам.                                  
 
                      Принципы ассертивного поведения.                      
 
      Принятие на себя ответственности за собственное поведение.            
      По своей сути ассертивность - это философия  личной  ответственности. 
 То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение 
 и не имеем права винить других людей за их реакцию на наше поведение.      
 
      Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям.                  
      Основной составляющей ассертивности является наличие  самоуважения  и 
 уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет ува- 
 жать вас?                                                                  
 
      Эффективное общение.                                                  
      В данном случае главными являются три следующих качества - честность, 
 открытость и прямота в разговоре, но не за счет  эмоционального  состояния  
 другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или  чув- 
 ствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при  этом  своего 
 партнера по общению.                                                       
 
      Демонстрация уверенности и позитивной установки.                      
      Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и  позитивной 
 установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и 
 знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом.       
 
      Умение внимательно слушать и понимать.                                
      Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления  понять 
 точку зрения другого человека. Все мы считаем себя  хорошими  слушателями, 
 но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека,  переходим  от 
 фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того,  чтобы 
 побыстрее изложить свою точку зрения?                                      
 
      Переговоры и достижение рабочего компромисса.                         
      Стремление к достижению рабочего компромисса - очень полезное качест- 
 во. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуа-   
 ции, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные.              
 
 
            Убеждения, мешающие развитию ассертивного поведения             
            у человека, склонного к пассивной модели поведения.             
 
      "Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отве- 
 чать за их последствия". Манипулятивное предубеждение: "Я не должен бесце- 
 ремонно и независимо от других оценивать себя и  свое  поведение.  В  дей- 
 ствительности оценивать и обсуждать мою личность во всех случаях должен не 
 я, а кто-то более умудренный и авторитетный".                              
      "Я имею право не извиняться и не объяснять свое поведение". Манипуля- 
 тивное предубеждение: "Я отвечаю за свое поведение перед  другими  людьми, 
 желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все,  что  я  делаю, 
 извинялся перед ними за свои поступки".                                    
      "Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до ка- 
 кой-то степени за решение проблем других людей". Манипулятивное  предубеж- 
 дение: "У меня больше обязательств по отношению к некоторым учреждениям  и 
 людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим собственным достоинством и 
 приспособиться".                                                           
      "Я имею право изменить свое мнение". Манипулятивное предубеждение: "В 
 случае, если я уже высказал какую-то точку зрения, не надо ее никогда  ме- 
 нять. Я бы должен был извиниться или признать, что ошибался. Это бы  озна- 
 чало, что я не компетентен и не способен решать".                          
      "Я имею право ошибаться и отвечать за  свои  ошибки".  Манипулятивное 
 предубеждение: "Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то  ошиб- 
 ку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои  ре- 
 шения контролировали".                                                     
      "Я имею право сказать: "я  не  знаю".  Манипулятивное  предубеждение: 
 "Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос".                       
      "Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных  и  от 
 их хорошего отношения ко мне". Манипулятивное предубеждение:  "Желательно, 
 чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь". 
      "Я имею право принимать нелогичные решения". Манипулятивное предубеж- 
 дение: "Желательно, чтобы я соблюдал логику, разум, рациональность и обос- 
 нованность всего, что я совершаю. Разумно лишь то, что логично".           
      "Я имею право сказать: "я тебя не понимаю". Манипулятивное  предубеж- 
 дение: "Я должен быть внимателен и чувствителен по отношению к  потребнос- 
 тям окружающих, я должен "читать их мысли". В случае, если я это делать не 
 буду, я безжалостный невежда и никто меня не будет любить".                
      "Я имею право сказать: "меня это не интересует". Манипулятивное пред- 
 убеждение: "Я должен стараться внимательно и  эмоционально  относиться  ко 
 всему, что случается в мире. Наверное, мне это не  удастся,  но  я  должен 
 стараться этого достичь изо всех сил. В противном случае, я черствый, без- 
 различный".                                                                
 
 
                    Исследование уровня ассертивности.                      
 
      Шкала А (независимость, автономность).                                
      7-8 баллов - Чрезмерная независимость.  Не  прислушивается  к  словам 
 других. Эгоистичен, переоценивает себя.  Попытки  вести  себя  ассертивно, 
 часто выливаются в агрессию.                                               
      4-6 баллов - Достаточно независим, но в своей независимости все же  с 
 вниманием и уважением относится к  мнениям  других  людей.  Самостоятелен, 
 достигает желаемой цели, не причиняя вреда окружающим. Реалистично  оцени- 
 вает себя, что необходимого при контактах с окружающими.                   
      0-3 балла - Выраженная зависимость от окружающих  людей,  несамостоя- 
 теленость и неуверенность в себе. Не способен решить свои  проблемы  само- 
 стоятельно, и отвечать за себя и свои поступки.                            
 
      Шкала Б (уверенность, решительность, опора на свои силы).             
      7-8 баллов - Точно знает чего хочет и идет к цели, опираясь  на  свои 
 собственные силы. При столкновении интересов способен договориться и найти 
 компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны. Добивается своего,  не 
 манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным спос- 
 обом из разряда приемов эмоционального шантажа. Уверен в  себе,  действует 
 четко и решительно.                                                        
      4-6 баллов - Ассертивностиь в типичных ситуациях, но малейшее измене- 
 ние обстоятельств разрушает у него чувство уверенности в себе.             
      0-3 балла - Страх перед непредвиденными ситуациями  настолько  велик, 
 что испытывает какие-то сомнения, опасения.                                
 
      Опросник состоит из 24 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Исследование уровня ассертивности.                               
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
                  А ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────╢>                           
 
                  Б ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓███────╢>                           
 
                  В ╟─▒▒▒▒▒▒───────────────────╢>                           
 
                      <──[-]──><──[==]──><[+]>                              
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
     1. Независимость, автономность                    - А = 6              
     2. Уверенность, решительность, опора на свои силы - Б = 7              
     3. Социальная желательность                       - В = 2              
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      А. Независимость, автономность.                                       
      Достаточно независим, но в своей независимости все же с  вни-         
 манием и уважением относится к мнениям других  людей.  Самостояте-         
 лен, достигает желаемой цели, не причиняя вреда  окружающим.  Реа-         
 листично оценивает себя, что необходимого при контактах с окружаю-         
 щими.                                                                      
 
      Б. Уверенность, решительность, опора на свои силы.                    
      Точно знает чего хочет и идет к цели, опираясь на  свои  соб-         
 ственные силы. При столкновении интересов способен договориться  и         
 найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны.  Добива-         
 ется своего, не манипулируя оппонентами посредством  чувства  вины         
 или каким-либо иным способом  из  разряда  приемов  эмоционального         
 шантажа. Уверен в себе, действует четко и решительно.                      
 
      В. Социальная желательность.                                          
      Правдивость, искренность.