МЕТОДИКА:                                  
                   Ноттингемский десяти-пунктный индекс                     
                     активностей повседневной жизни                         
                     (Nottingam Ten point ADL Index)                        
                     (по S. Ebrahim и соавт., 1985).                        
 
                      ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.                   
      Оценка Activities of Daily  Living  (ADL) - "активности  повседневной 
 жизни", "функции  повседневной  жизнедеятельности",  "повседневная  актив- 
 ность" - показывает степень зависимости/независимости клиента в  его  пов- 
 седневной жизни. Она позволяет эрготерапевтам и социальным работникам оце- 
 нить способности человека к самостоятельному существованию. Это дает  воз- 
 можность дифференцировать виды и объемы социальной помощи в зависимости от 
 состояния здоровья и функционального статуса клиента.                      
      Активность повседневной жизни (ADL) - это действия и виды деятельнос- 
 ти, которые человек совершает ежедневно в течение всей жизни.              
      Активность повседневной жизни  условно  разделяется  на  персональную 
 (PADL) и инструментальную (IADL).                                          
      Персональная активность повседневной жизни включает в себя выполнение 
 задач, связанных с самообслуживанием - прием пищи, одевание, туалет и дру- 
 гие гигиенические мероприятия,  причесывание,  поддержание  функциональной 
 мобильности, коммуникация.                                                 
      Инструментальные активности повседневной жизни связаны с  независимым 
 функционированием человека дома, в школе или на работе, в обществе.        
 
      Активность в повседневной жизни включает в себя:                      
      мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание,  использо- 
 вание туалета и др.);                                                      
      одевание;                                                             
      прием пищи;                                                           
      соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;  
      социализацию;                                                         
      функциональную коммуникацию и подвижность;                            
      возможность быть мобильным в обществе;                                
      удовлетворение сексуальных потребностей.                              
 
      Активность в работе и продуктивной деятельности:                      
      выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой,  уборка  квартиры,  
 приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание  в  кварти- 
 ре);                                                                       
      заботу о других людях;                                                
      возможность обучаться чему-либо новому;                               
      исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск рабо- 
 ты,                                                                        
      выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие 
 в чем-либо).                                                               
 
      Активность в игре, отдыхе и увлечениях:                               
      возможность выбора игры, отдыха, увлечений;                           
      возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.    
 
      Группы тестов, измеряющие  нарушение  жизнедеятельности  (disability) 
 делятся на                                                                 
      1 - измеряющие независимость клиента в повседневной жизни, или,  сог- 
 ласно дословному переводу с английского, измеряющие "активности повседнев- 
 ной жизни" (Activities of Daily Living, или ADL), под которыми обычно  по- 
 нимают "элементарное телесное" самообслуживание.                           
      2 - измеряющие, помимо телесного самообслуживания, еще и  возможность  
 пользования предметами обихода, что необходимо для  проживания  в  обычных 
 условиях (extend ADL, или расширенные активности повседневной жизни).      
      3 - измеряющие локально функции, расстройство которых приводит к  на- 
 рушению жизнедеятельности клиента (focal  disability)  (например,  баланс, 
 ходьбу, функцию кисти и др.).                                              
      4 - совмещающие измерение повседневной активности и ролевых ограниче- 
 ний.                                                                       
 
      Необходимая информация может быть получена или путем самостоятельного 
 заполнения клиентом специальных опросников, или в результате наблюдения за 
 клиентом, либо опросом клиента или ухаживающего за ним лица.               
      Общим требованиям к шкалам ADL является  регистрация  действительного 
 состояния клиента, а не его предполагаемых возможностей.                   
 
      Все шкалы ADL обладают рядом общих недостатков:                       
      эти шкалы часто включают пункты, которые соответствуют  уровню  "пов- 
 реждение" (impairment) - например, пункты,  отражающие  состояние  функций 
 тазовых органов;                                                           
      многие пункты таких шкал не являются независимыми друг от друга;      
      шкалы ADL не отражают многих аспектов нарушения жизнедеятельности та- 
 ких, как ориентация, общение и др.;                                        
      по результатам тестирования невозможно узнать, каким способом достиг- 
 нута независимость в повседневной жизни: за счет восстановления утраченных 
 функций клиента, либо за счет улучшения условий окружающей обстановки;     
      почти все шкалы ADL относятся  к  ординальным,  поэтому  неправомерно 
 проводить сравнение  результатов, достигнутых в различных реабилитационных 
 учреждениях, основываясь лишь на динамике оценок, которые получены при по- 
 мощи данных шкал.                                                          
 
      Независимость в повседневной жизни (ADL).                             
      В основе методов измерения нарушений жизнедеятельности чаще всего ле- 
 жит оценка независимости индивидуума от посторонней помощи в  повседневной 
 жизни, при этом анализируются не все ежедневные действия, а только  наибо- 
 лее значимые, наиболее общие из рутинных действий человека. Под ADL обычно 
 понимают основные физические функции, которые лежат  в  основе  нормальной 
 жизни. Представления о том, какие функции следует относить к основным, мо- 
 гут несколько расходиться.                                                 
 
      Если опросник, помимо основных (базовых) функций, отражает еще и воз- 
 можность использования клиентом предметов обихода, то его называют  расши- 
 ренной шкалой или опросником нарушения жизнедеятельности (extend disabili- 
 ty).                                                                       
 
      Тест Nottingam Ten point ADL Index был разработан S. Ebrahim и соавт. 
 в 1985 г. для оценки независимости в повседневной жизни клиентов, перенес- 
 ших церебральный инсульт. Тест относится к наиболее  простым  и  понятным. 
 Отражает иерархию нарушений, возникающих в результате  мозгового  инсульта 
 (пункты расположены в порядке возрастания трудности их  исполнения:  самым 
 легким действием является питье из чашки, самым трудным - пользование ван- 
 ной). Тест не отражает возможные нарушения функции тазовых органов,  в  то 
 же время включает пункт "Приготовление горячего напитка", который относит- 
 ся уже не к сфере телесного самообслуживания, а к сфере бытовой  активнос- 
 ти.                                                                        
 
      Итоговый балл получают путем суммирования номеров тех пунктов,  кото- 
 рые клиент может выполнять самостоятельно (без посторонней помощи).        
 
 
      Опросник состоит из 10 пунктов оценки.                                
      Примерное время тестирования 5 минут.                                 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        КЛИНИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Ноттингемский десяти-пунктный индекс активностей                 
           повседневной жизни.                                              
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                      Диагностическая шкала.                                
 
      ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢>               
 
        <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
              1. Питье из чашки                  -  A +                     
              2. Прием пищи                      -  B +                     
              3. Мытье лица и рук                -  C +                     
              4. Перемещение с кровати на стул   -  D -                     
              5. Ходьба                          -  E +                     
              6. Посещение туалета               -  F -                     
              7. Раздевание                      -  G +                     
              8. Одевание                        -  H +                     
              9. Приготовление горячего напитка  -  I +                     
             10. Прием ванны                     -  J -                     
             ------------------------------------------                     
                Интегральный показатель  -  ADL =  7                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Активности повседневной жизни, которые клиент может выполнять         
 самостоятельно (без посторонней помощи):                                   
      Питье из чашки.                                                       
      Прием пищи.                                                           
      Мытье лица и рук.                                                     
      Ходьба (или использование инвалидного кресла-коляски) в  пре-         
 делах комнаты.                                                             
      Раздевание.                                                           
      Одевание.                                                             
      Приготовление горячего напитка.