МЕТОДИКА:                                  
              Адаптация личности к новой социокультурной среде              
                             (Л.В. Янковский).                              
 
      Опросник позволяет выявить уровень и тип адаптации эмигрантов к новой 
 социокультурной среде. В этом варианте он предназначен  для  русских  эми- 
 грантов, поскольку здесь отражена специфика их прошлого опыта, приобретен- 
 ного в условиях русской культуры.                                          
      Информация, полученная при тестировании, оказывается полезной в  про- 
 цессе психологической консультации и  психокоррекции  личности  эмигранта. 
 Используя ее, можно более эффективно помочь ему адаптироваться в новой со- 
 циокультурной среде, реализовать свой личностный потенциал для преодоления 
 трудностей, связанных с изменением  стереотипов  поведения,  преобразовать 
 деятельность, самого себя и систему отношений к окружающим людям.          
 
      Социокультурная (межкультурная) адаптация  личности -  приспособление 
 индивида (адаптанта) или группы к условиям  новой  социокультурной  среды, 
 т.е. к новым ценностям, нормам поведения, традициям, ритуалам.             
      Успешность адаптации определяется верно выстроенными методами,  прие- 
 мами, помогающими достижению социальной  и  психологической  интеграции  с 
 другой культурой без потери богатств собственной.                          
      Выделяют ряд значимых функций межкультурной адаптации:                
      праксиологическую (предполагающую творческое преобразование адаптанта 
 и адаптивной среды в ходе их взаимодействия);                              
      коммуникативную (общение, передача информации в пределах обществ);    
      аксиологическую (ценностно-ориентационную);                           
      нормативно-регулятивную;                                              
      социализационную (социокультурная адаптация фактически способна  при- 
 вести к освоению новых атрибутов культуры, новых социальных ролей и  пове- 
 денческого репертуара);                                                    
      психокоррекционную функцию (преодоление психологического  дискомфорта 
 в новой среде, достижение позитивного психоэмоционального состояния  адап- 
 тантов);                                                                   
      социально-перцептивную функцию (формирование образов восприятия чужо- 
 го окружения и самоощущения в другой культуре);                            
      функцию социальной мобильности (обеспечение той или иной меры продви- 
 жения адаптантов в системе социальной стратификации, обретение ими опреде- 
 ленного социального статуса в новой среде).                                
 
      Стадии социокультурной адаптации переселенцев в новой стране:         
      1. Фаза первой реакции.                                               
      2. Фаза социальной адаптации.                                         
      3. Контрастная фаза.                                                  
      4. Фаза реабилитации.                                                 
      Первая фаза, наступающая при первом контакте с чужой  культурой,  ха- 
 рактеризуется снижением социальной активности личности на фоне  психологи- 
 ческого диссонанса, деперсонализации. Она длится обычно  от  одной -  двух 
 до трсх недель.                                                            
      Вторая фаза - фаза социальной апатии. В этот период  продолжает  дей- 
 ствовать защитный механизм одного из компонентов личности - "эго".  Вторая 
 фаза выражается особенностями, которые оказываются типичными для всех  ка- 
 тегорий иностранцев, - возрастает автоматизм в выполнении жизненно необхо- 
 димых функций; избыток новой информации рождает притупление к всякого рода 
 информации, в связи с чем, иностранцы часто перестают включать радио,  те- 
 левизор, становятся инертными на учебных занятиях; рождается ощущение  ир- 
 реальности происходящего; превалирующим становится желание  поскорее  про- 
 жить начавшийся день; резко ухудшается память - механизм регуляции поведе- 
 ния, а, следовательно, социальной адаптации; снижается потребность в  сек- 
 суальных контактах.                                                        
      Первую и вторую фазы адаптации проходят, как правило, все  иностранцы 
 в чужой для них стране, но продолжительность этих  фаз  индивидуальна  для 
 каждого. Однако выходцы из стран Западной Европы, США, Канады, как  прави- 
 ло, переживают первую фазу за несколько дней, а вот выходы их  стран  Вос- 
 точной Европы, Африки - гораздо дольше.                                    
      Третья фаза - контрастная. Собственно,  это  продолжение  второй,  но 
 адаптация в этот период может либо продолжаться в форме затянувшейся  апа- 
 тии, либо смениться агрессией. В некоторых случаях эта  фаза  отсутствует. 
 Во время третьей фазы преобладают в основном социобиологические потребнос- 
 ти (в пище, сне, отдыхе), которые могут принять  и  агрессивный  характер, 
 если что-то мешает их удовлетворению. Это тоже один из механизмов  защиты. 
 Третья фаза характеризуется также нарушением целостности взаимосвязи инди- 
 вида со средой: отсутствует  полноценное  общение,  имеет  место  языковой 
 барьер. Истоки появившейся агрессивности, конечно же,  социальные.  В  это 
 время идст интенсивный поиск своего "я", своего места в жизни другой стра- 
 ны. Третья фаза либо отсутствует, либо очень непродолжительна у представи- 
 телей стран Западной Европы, США, Канады. У остальной  группы  иностранцев 
 отмечается, как правило, как деструктивная агрессивность, так и затянувша- 
 яся апатия.                                                                
      Четвертая фаза - фаза реабилитации. В этот период  происходит  интен- 
 сивное удовлетворение социальных потребностей, возрождается социальная ак- 
 тивность и способность к креативной деятельности, также происходит понима- 
 ние и принятие обычаев, традиций и стереотипов новой культуры.             
      Таким образом, четвсртая стадия, стадия реабилитации  является  целью 
 при адаптации личности к другой культурной среде. И достижение  этой  фазы 
 должно быть не слишком растянутым во времени, с возможным пропуском треть- 
 ей фазы. То есть индивиду необходимо пройти путь от подготовки к адаптации 
 до наиболее успешного варианта адаптации - интеграции  в  новое  общество, 
 испытав на себе культурный шок, происходящий от несоответствия ранее осво- 
 енных форм культурной деятельности новым  условиям  социокультурной среды. 
 Изменения личности при адаптации охватывают все уровни  личностной сферы - 
 когнитивную, эмоциональную, ценностную, поведенческую,  и  могут  являться 
 критериями адаптированности.                                               
 
      Факторы социокультурной адаптации:                                    
      факторы информированности мигранта, то есть количество  информации  о 
 стране миграции, о ее культуре, доступность, полезность информации,  соот- 
 ветствие информации цели миграции;                                         
      факторы социальных навыков - развитость у переселенца навыков воспри- 
 ятия и построения взаимоотношений с окружающими;                           
      факторы "культурной дистанции" (отдаленности или близости  культур) - 
 общие характеристики новой культуры, быта, например, особенности пищи,     
 одежды, жилища, экономики, транспортной системы, личных семейных и деловых 
 взаимоотношений, в т. ч. с учетом половозрастной специфики, системы управ- 
 ления.                                                                     
 
      Факторы, определяющие темпы адаптации:                                
      тип культуры (традиционный или инновационный). Носители  традиционных 
 культур медленно проходят адаптацию к новой  среде  или  вовсе  игнорируют 
 адаптацию, осознавая преимущества своей культуры (например,  представители 
 исламских стран в Европе);                                                 
      характер проживания (концентрический или рассеянный). В условиях кон- 
 центрического диаспорного проживания темпы адаптации будут медленнее,  по- 
 скольку сохраняется возможность поддерживать связи с  прежней  языковой  и 
 культурной традицией;                                                      
      отношение к межэтническим бракам, как основным каналам адаптации.     
 
      Барьеры социокультурной адаптации:                                    
      эмоционально-психологические барьеры. Их влияние  определяется  соци- 
 ально-психологическими возможностями  структуры  личности  (темпераментом, 
 интеллектом, вниманием, памятью, восприятием информации и т.п.);           
      национально-культурные барьеры.  Человек  в  глобальном  пространстве 
 постоянно подвергается влиянию социально-культурных условий,  которые  по- 
 разному влияют на адаптивное поведение личности;                           
      информационные барьеры. Адаптация начинается, когда человек  получает 
 определенную информацию о среде. Если информации недостаточно, то  процесс 
 адаптации замедляется;                                                     
      мировоззренческие барьеры. Встречаются в ситуации, когда мигранту не- 
 обходимо пересмотреть индивидуальную систему идеалов,  принципов,  убежде- 
 ний, при этом личность может отклонить адаптацию;                          
      режимные барьеры. Определяются влиянием социально-политического режи- 
 ма на мигрантов. Адаптация быстрее происходит в демократических режимах  с 
 гуманной философией без ксенофобии и расовых предрассудков;                
      ситуативные барьеры, качественная характеристика социально-культурно- 
 го пространства (скорость, качество, полнота полученной информации, качес- 
 тво жизни и управления в новом обществе);                                  
      временные барьеры, особенность которых заключается в  том,  что  дли- 
 тельность протекания социальных процессов (периоды реформ, революций, кон- 
 фликтов, войн) в обществе влияет на длительность фаз адаптации;            
      возрастные барьеры. С возрастом уменьшается генетическая  возможность 
 пластического приспособления индивида к новой культурной среде, хотя  уве- 
 личивается потенциальные адаптационные возможности;                        
      частные барьеры, например, дидактические, в виде трудностей обучения  
 в новой среде, восприятия профессионального опыта.                         
 
      Обработка производится соответственно ключу.                          
      При совпадении с ключом за каждое утверждение начисляется 1 балл, при 
 несовпадении - 0 баллов (ответ "это ко мне не относится" не учитывается).  
 
      Интерпретация.                                                        
      По каждой шкале баллы суммируются и определяется уровень адаптации:   
      высокий - сумма баллов превышает 12;                                  
      средний - от 6 до 12;                                                 
      низкий - менее 6 баллов.                                              
      Далее определяется преобладающий тип адаптации из шести возможных ва- 
 риантов: адаптивный, конформный, интерактивный,  депрессивный,  ностальги- 
 ческий и отчужденный.                                                      
 
      1. Шкала адаптивности.                                                
      Высокие оценки свидетельствуют о  личной  удовлетворенности;  положи- 
 тельном отношении к окружающим и принятии их; чувстве социальной  и  физи- 
 ческой защищенности; чувстве принадлежности к данному  обществу  и  сопри- 
 частности с ним.                                                           
      Для эмигрантов характерны: стремление к самореализации; высокий  уро- 
 вень активности; уверенность в отношениях с другими;  планирование  своего 
 будущего, основанное на собственных возможностях и прошлом опыте.          
 
      2. Шкала конформности.                                                
      Высокие оценки означают: стремление при любых  условиях  поддерживать 
 отношения с людьми; ориентацию на  социальное  одобрение;  зависимость  от 
 группы; потребность в привязанности и эмоциональных отношениях  с  людьми; 
 принятие системы ценностей и норм поведения данной среды.  Поведение  эми- 
 грантов формируется под воздействием ожиданий группы в зависимости от сте- 
 пени заинтересованности в достижениях своих  целей  и  от  предполагаемого 
 вознаграждения.                                                            
 
      3. Шкала интерактивности.                                             
      Высокие оценки соответствуют: принятию данной среды; активному  вхож- 
 дению в эту среду; настроенности на расширение социальных связей;  чувству 
 уверенности в своих возможностях; критичности  к  собственному  поведению; 
 готовности к самопреобразованию; желанию реализовать себя путем достижения 
 материальной независимости; направленности на  сотрудничество  с  другими; 
 контролю над собственным поведением с учетом социальных норм, ролей и  со- 
 циальных установок данного общества; направленности на определенную цель и 
 подчинению себя этой цели.                                                 
 
      4. Шкала депрессивности.                                              
      Высокие оценки говорят о дисгармонии личности. Весь  мир  для  такого 
 эмигранта окрашивается в мрачные тона и воспринимается как лишенный смысла 
 и ценностей. Это сопровождается: невозможностью реализовать  свой  уровень 
 ожиданий, связанный с социальной и профессиональной  позицией;  пониженной 
 самооценкой; беспомощностью перед жизненными трудностями,  сочетающейся  с 
 чувством бесперспективности; чувством вины за прошлые события;  сомнением, 
 тревогой относительно социальной идентичности;  нереализацией  собственных 
 способностей, связанной с неприятием себя и других; чувствами подавленнос- 
 ти, опустошенности, изолированности.                                       
 
      5. Шкала ностальгии.                                                  
      Высокие оценки означают: потерю связи с культурой,  сопричастности  с 
 ней; внутреннее расстройство и смятение, проистекающее из-за чувства разъ- 
 единенности с традиционными ценностями и нормативами и  невозможности  об- 
 рести новые; бесприютность, ощущение того, что человек "не на  своем  мес- 
 те". Эмоциональное состояние таких эмигрантов  характеризуется  мечтатель- 
 ностью, тоской, меланхолией, опустошенностью.                              
 
      6. Шкала отчужденности.                                               
      Высокие оценки соответствуют: утверждению норм, установок и ценностей 
 данного общества; неприятию нового социума; низкой самооценке;  несогласо- 
 ванию притязаний и реальных возможностей; озабоченности своей  идентичнос- 
 тью и своим статусом; влиянию внешнего контроля на общее неприятие себя  и 
 других; убежденности, что собственные усилия могут лишь  в  незначительной 
 степени повлиять на ситуацию. Для таких эмигрантов характерны беспокойство 
 по поводу неспособности удовлетворить свои потребности,  паника,  беспомощ- 
 ность, ощущение покинутости, нетерпеливость.                               
 
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Адаптация личности к новой социокультурной среде.                
 Ф.И.О:                                                                     
 Доп. данные:                                                               
 
 
                              Диаграмма:                                    
 
                      *                                                     
                   16 ┼                                                     
                   15 ┼                                                     
                   14 ┼                  ▄▄                                 
                   13 ┼                  ██                                 
                   12 ┼──────────────────██──▄▄──                           
                   11 ┼                  ██  ██                             
                   10 ┼              ▄▄  ██  ██                             
                    9 ┼              ██  ██  ██                             
                    8 ┼              ██  ██  ██                             
                    7 ┼  ▄▄          ██  ██  ██                             
                    6 ┼──██──────▄▄──██──██──██──                           
                    5 ┼  ██  ▄▄  ██  ██  ██  ██                             
                    4 ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██                             
                    3 ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██                             
                    2 ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██                             
                    1 ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██                             
                    0 ┼──+───+───+───+───+───+───*                          
                         Ад  Кн  Ин  Дс  Нс  От                             
 
                           Тестовые шкалы:                                  
 
                   1. Адаптивность     -  Ад =  7                           
                   2. Конформность     -  Кн =  5                           
                   3. Интерактивность  -  Ин =  6                           
                   4. Депрессивность   -  Дп = 10                           
                   5. Ностальгия       -  Нс = 14                           
                   6. Отчужденность    -  От = 12                           
 ^^^                                                                        
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Средний уровень адаптивности. Умеренно выраженные  показатели         
 личной удовлетворенности, положительного отношения к окружающим  и         
 принятия их, чувства социальной и физической защищенности, чувства         
 принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним.                  
      Для эмигрантов характерны: умеренное стремление к  самореали-         
 зации; средний уровень активности; некоторая неуверенность в отно-         
 шениях с другими; средне выраженная склонность к планированию сво-         
 его будущего, основанного на собственных  возможностях  и  прошлом         
 опыте.                                                                     
 
      Низкий уровень конформности: слабо выраженное стремление  при         
 любых условиях поддерживать отношения с людьми; низкая  ориентация         
 на социальное одобрение; независимость от группы;  слабая  потреб-         
 ность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми;  недос-         
 таточное принятие системы ценностей и норм поведения данной среды.         
 Поведение эмигрантов формируется независимо от ожиданий группы.            
 
      Средний уровень интерактивности: недостаточно  полное  приня-         
 тие данной среды; средняя активность вхождения в  эту  среду;  на-         
 строенность на относительное расширение социальных связей;  средне         
 выраженное чувство уверенности в своих возможностях; фрагментарная         
 критичность к собственному поведению; средняя готовность  к  само-         
 преобразованию; умеренное желание реализовать себя путем  достиже-         
 ния материальной независимости; средний уровень направленности  на         
 сотрудничество с другими; несколько пониженный контроль  над  соб-         
 ственным поведением с учетом социальных норм, ролей  и  социальных         
 установок данного общества; умеренная направленность на определен-         
 ную цель и подчинению себя этой цели.                                      
 
      Средний уровень депрессивности. Для такого эмигранта окружаю-         
 щий мир окрашивается в несколько мрачные тона и воспринимается как         
 лишенный некоторого смысла и ценностей. Это  сопровождается:  уме-         
 ренно выраженными трудностями в реализации своего  уровеня  ожида-         
 ний, связанного с социальной и профессиональной позицией;  тенден-         
 цией к пониженной самооценке; тревогой перед жизненными трудностя-         
 ми, сочетающейся с чувством недостаточной перспективности;  склон-         
 ностью к чувству вины за отдельные события прошлой жизни;  некото-         
 рыми сомнениями и тревогой относительно  социальной  идентичности;         
 неполной реализацией собственных способностей, связанной с частич-         
 ным неприятием себя и других.                                              
 
      Высокий уровень ностальгии: потеря связи с культурой,  сопри-         
 частности с ней; внутреннее расстройство и смятение, проистекающее         
 из-за чувства разъединенности с традиционными ценностями и  норма-         
 тивами и невозможности обрести новые; бесприютность, ощущение  то-         
 го, что человек "не на своем месте". Эмоциональное состояние таких         
 эмигрантов характеризуется мечтательностью,  тоской,  меланхолией,         
 опустошенностью.                                                           
 
      Средний уровень отчужденности: тенденция к некоторому  отвер-         
 жению норм, установок и ценностей данного общества; умеренно выра-         
 женное приятие нового социума; средняя самооценка; в ряде  случаев         
 может отмечаться несогласование притязаний и реальных возможностей         
 и озабоченность своей идентичностью и своим статусом;  относитель-         
 ное влияние внешнего контроля на общее неприятие  себя  и  других;         
 убежденность, что собственные усилия могут в умеренной степени по-         
 влиять на ситуацию. Для таких эмигрантов характерны  средне  выра-         
 женное беспокойство по поводу  своей  неспособности  удовлетворить         
 свои потребности, умеренно выраженная склонность к панике,  ощуще-         
 нию беспомощности и покинутости.