МЕТОДИКА:                                  
                      Пятифакторный опросник личности                       
                                (Х. Тcуйи)                                  
               (Five-Factor Personality Questionnaire - 5PFQ)               
                                (Тsuji X.)                                  
                         (адаптация А.Б. Хромова).                          
 
      Методика предназначена для экспресс-диагностики  уровня  выраженности 
 пяти так называемых "больших" факторов темперамента и характера.           
      Классификация личности, основанная на оценке пяти универсальных черт, 
 в современной психологической науке известна как  "пятифакторная  модель", 
 "большая пятерка" (Big Five), на  основе  которой  американские  психологи 
 П. Коста (Costa P.T.) и Р. МакКрэй  (McCrae R.R.)  разработали  в  1992 г. 
 личностный опросник NEO PI (аббревиатура в названии  расшифровывается  как 
 "нейротизм", "экстраверсия",  "открытость"),  который  является  последней 
 версией их более ранних тестов NEO Inventory (1978, 1983) и NEO Personali- 
 ty Inventory (1985, 1990).                                                 
      Пять фундаментальных факторов, позволяющих охарактеризовать структуру 
 личности человека, были определены в итоге научных исследований психологов 
 разных стран (Г. Олпорт, Д. Гилфорд,  Р. Кэттелл,  Г. Айзенк,  Р. МакКрэй, 
 П. Коста и др.) на протяжении пяти десятилетий. К этим факторам относятся: 
      1. нейротизм (neuroticism, N);                                        
      2. экстраверсия (extraversion, E);                                    
      3. открытость опыту (openness to experience, O);                      
      4. согласие (agreebleness, A);                                        
      5. сознательность (conscientiousness, C).                             
      Хотя исследователи уже договорились относительно того, какие это чер- 
 ты, разногласия в их обозначении пока ещс остаются. Р. МакКрае и  П. Коста 
 использовали для обозначения пяти факторов следующие термины:              
      1. нейротизм;                                                         
      2. экстраверсия;                                                      
      3. открытость опыту;                                                  
      4. сотрудничество;                                                    
      5. добросовестность.                                                  
 
      В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской  куль- 
 туры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сениным.     
      Японская версия "Большой пятерки" 5PFQ, (сост. Тcуйи) была переведена 
 и адаптирована в 1999 г. к отечественным условиям социальной среды  психо- 
 логами Курганского государственного университета. Стандартизация  пятифак- 
 торного опросника на русском языке  проведена  на  контингенте  испытуемых 
 обоего пола общей численностью более 1000 человек - студентов (N - 680)  и 
 учащихся старших классов школ города Кургана (N - 350). Эта  версия  пяти- 
 факторного личностного опросника в интерпретации А. Б. Хромова  была взята 
 за основу данной компьютерной программы.                                   
      Японский исследователь, адаптируя американскую пятифакторную личност- 
 ную методику для японской популяции, предложил  биполярность  для  каждого 
 фактора:                                                                   
      1. Экстраверсия - интроверсия;                                        
      2. Привязанность - отделенность;                                      
      3. Контролирование - естественность;                                  
      4. Эмоциональность - эмоциональная сдержанность;                      
      5. Игривость - практичность.                                          
      Японская версия "Большой пятерки" представляет собой набор из 75 пар- 
 ных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характе- 
 ризующих поведение человека.  Стимульный  материал  имеет  пятиступенчатую 
 оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно  изме- 
 рять степень выраженности каждого из пяти факторов.                        
      Согласно своему подходу к пятифакторной структуре личности,  Х. Тcуйи 
 следующим образом характеризует обобщенные черты-факторы  и  их  первичные 
 компоненты.                                                                
      Первый фактор "ЭКСТРАВЕРСИЯ - ИНТРОВЕРСИЯ" рассматривается традицион- 
 но, но в отличие от интерпретации, предложенной У. Норманом, японский  ис- 
 следователь учитывает значения полюсов этого фактора, первичными компонен- 
 тами которого являются: активность - пассивность,  доминирование -  подчи- 
 ненность, общительность - замкнутость, поиск новых впечатлений - избегание 
 новых впечатлений.                                                         
      Суть второго фактора - взаимодействие  с  людьми.  Термин  "ПРИВЯЗАН- 
 НОСТЬ" для обозначения фактора подходит лучше, чем "конформность", исполь- 
 зуемый в американском оригинале, и включает в себя такие личностные диспо- 
 зиции, как дружеское расположение, доверчивость, сотрудничество,  а  также 
 зависимость и принятие индивида группой. Противоположный полюс этого  фак- 
 тора "ОТДЕЛЕННОСТЬ" содержит в себе не только признаки  дистанцирования  и 
 соперничества, но и независимости. Компонентами второго фактора  являются: 
 теплота - равнодушие,  сотрудничество - соперничество,  доверчивость - по- 
 дозрительность, понимание - непонимание, уважение других - самоуважение.   
      Третий фактор представлен как "КОНТРОЛИРОВАНИЕ - ЕСТЕСТВЕННОСТЬ". Те- 
 уйн намеренно не использует термин  "сознательность",  так  как  он  имеет 
 слишком тесную привязанность к этическим понятиям и слишком узкое семанти- 
 ческое значение. Суть третьего фактора - волевая регуляция поведения. Кон- 
 тролирующий себя индивид, как правило, проявляет  целеустремленность,  до- 
 бросовестность, методичность и настойчивость. Естественный в своем поведе- 
 нии человек, напротив, стремится к гармоничным отношениям с  природой,  он 
 как бы "плывет по течению жизни". Японский вариант пятифакторного личност- 
 ного опросника содержит следующие первичные компоненты этого фактора:  ак- 
 куратность - неаккуратность, настойчивость - отсутствие настойчивости, от- 
 ветственность - безответственность, самоконтроль - импульсивность,  преду- 
 смотрительность - беспечность.                                             
      Четвертый фактор содержит в  себе  характеристики  аффективной  сферы 
 личности. "ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ" у человека проявляется в  повышенной  чувстви- 
 тельности к средовым воздействиям, особенно в стрессовых ситуациях.  Такая 
 личность также предрасположена к тревоге и депрессии. "ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СДЕР- 
 ЖАННОСТЬ", напротив, характеризует человека как склонного проявлять  ужив- 
 чивость, неторопливость и самодостаточность. Компонентами четвертого  фак- 
 тора  являются:  тревожность - беззаботность,  напряженность - расслаблен- 
 ность, депрессивность - эмоциональная комфортность, самокритичность - са-  
 модостаточность, эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность.   
      Пятый фактор представлен как "ИГРИВОСТЬ". Суть  его -  игра,  которая 
 даст возможность личности плавно "переходить" из реального мира в нереаль- 
 ный, воспринимать необычные образы, мысли, чувства, символику искусства  и 
 свободно ими наслаждаться. С другой стороны, "ПРАКТИЧНОСТЬ" - черта,  про- 
 являющаяся у личности в тенденции соответствовать реальности, что в  своих 
 крайних проявлениях ведет к конформизму, жестокости и авторитаризму.  Пер- 
 вичными компонентами этого фактора  являются:  любопытство - консерватизм, 
 мечтательность - реалистичность,  артистичность - неартистичность,  сензи- 
 тивность - низкая чувствительность, пластичность - ригидность.             
 
      Обработка результатов тестирования                                    
      1. Выбранные оценочные значения высказываний переводятся в баллы:     
      Оценочная -2 -1  0  1  2.                                             
      Баллы      5  4  3  2  1.                                             
      2. Каждый из основных пяти факторов состоит из пяти первичных  факто- 
 ров. К примеру, основной фактор  "экстраверсия - интроверсия"  состоит  из 
 первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4,  1.5.  В  количественном  выражении 
 первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К  при- 
 меру, первичный фактор 1.1 "активность - пассивность"  оценивается  суммой 
 баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.                               
      3. Суммирование балльных оценок первичных факторов  определяют  коли- 
 чественную выраженность соответствующего  основного  фактора.  К  примеру, 
 сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2,1.3, 1.4, 1.5 определяет количес- 
 твенную выраженность первого основного фактора  "Экстраверсия -  Интровер- 
 сия". Таким же образом определяется количественная выраженность  остальных 
 основных факторов: II (Привязанность - Отделенность);  III  (Контролирова- 
 ние - Естественность); IV (Эмоциональность - Эмоциональная  сдержанность); 
 V (Игривость - Практичность).                                              
 
      Интерпретация результатов тестирования.                               
 
      1. На основе уже анализа первичных факторов можно  составить  опреде- 
 ленное представление о  характерологических  особенностях  испытуемого.  В 
 каждом из первичных факторов слева обозначается  черта  личности,  которая  
 соответствует высоким значениям балльных оценок,  справа  же  обозначается 
 черта личности с низкими балльными оценками. Минимальное  количество  наб- 
 ранных баллов для любого первичного фактора равно 3, максимальное количес- 
 тво - 15. Условно балльные оценки можно разделить на следующие группы:     
      3-6 баллов - низкие,                                                  
      7-11 баллов - средние,                                                
      12-15 баллов - высокие.                                               
      Характерологические признаки, которые могут быть определены у испыту- 
 емого с помощью первичных факторов "Большой пятерки":                      
        I. Экстраверсия - Интроверсия:                                      
      1.1. Активность - пассивность.                                        
      1.2. Доминирование - подчиненность.                                   
      1.3. Общительность - замкнутость.                                     
      1.4. Поиск впечатлений - избегание впечатлений.                       
      1.5. Проявление - избегание чувства вины.                             
                         ---                                                
       II. Привязанность - Отделенность.                                    
      2.1. Теплота - равнодушие.                                            
      2.2. Сотрудничество - соперничество.                                  
      2.3. Доверчивость - подозрительность.                                 
      2.4. Понимание - непонимание.                                         
      2.5. Уважение других - самоуважение.                                  
                         ---                                                
       III. Контролирование - Естественность:                               
      3.1. Аккуратность - неаккуратность.                                   
      3.2. Настойчивость - отсутствие настойчивости.                        
      3.3. Ответственность - безответственность.                            
      3.4. Самоконтроль - импульсивность.                                   
      3.5. Предусмотрительность - беспечность.                              
                         ---                                                
       IV. Эмоциональность - Эмоциональная сдержанность:                    
      4.1. Тревожность - беззаботность.                                     
      4.2. Напряженность - расслабленность.                                 
      4.3. Депрессивность - эмоциональная комфортность.                     
      4.4. Самокритика - самодостаточность.                                 
      4.5. Эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность.          
                         ---                                                
        V. Игривость - Практичность:                                        
      5.1. Любопытство - консерватизм.                                      
      5.2. Любознательность - реалистичность.                               
      5.3. Артистичность - неартистичности.                                 
      5.4. Сензитивность - нечувствительность.                              
      5.5. Пластичность - ригидность.                                       
 
      2. Сумма баллов первичных факторов определяет количественную выражен- 
 ность основного фактора. Минимальное количество набранных баллов для любо- 
 го основного фактора равно 15, максимальное количество - 75. Условно  бал- 
 льные оценки можно разделить на следующие группы:                          
      15-40 баллов - низкие,                                                
      41-50 баллов - средние,                                               
      51-75 баллов - высокие.                                               
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      1. В некоторых литературных источниках высокие баллы по 4  шкале  ин- 
 терпретируются как "эмоциональная сдержанность", а низкие баллы как  "эмо- 
 циональность", что несоответсвует действительности с точностью  до  наобо- 
 рот. В данной программе в дихотомических названиях  основных  шкал  фактор 
 личности, который расположен слева соответствует высоким значениям  балль- 
 ных оценок, а справа - с низкими балльными оценками.                       
      2. Для удобства графического отображения результатов тестирования  по 
 первичным шкалам их названия условно обозначены символами английского  ал- 
 фавита от "A" до "Y".                                                      
      3. В качестве дополнительных оценок по каждой первичной черте личнос- 
 ти и основным факторам приводятся их количественные значения выраженные  в 
 в процентах с нулевой точкой минимальных  значений.  По  первичным  шкалам  
 значения тестовых показателей 3 балла это 0%, а 15  -  100%.  По  основным 
 шкалам 15 баллов - 0%, 75 баллов - 100%.                                   
      4. "Технические" диаграммы результатов тестирования генерируются  на- 
 чиная с минимально возможного значения (3 или 15 баллов).                  
 
      Опросник состоит из 75 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Пятифакторный личностный опросник (5PFQ).                        
 Ф.И.О:______________________                                               
 Доп. данные:________________                                               
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
    ЭИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>              
 
    ПО ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓████████──────────────╢>              
 
    СИ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓──────────────────────╢>              
 
    ЭУ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓████████████──────────╢>              
 
    ЭП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓────────────────────────╢>              
 
         <────────[-]────────><─[==]─><────────[+]────────>                 
 
 
                   Структура первичных факторов:                            
 
       *                                                                    
    15 ┼                                  ▄                                 
    14 ┼                             ▄    █                                 
    13 ┼              ▄              █ ▄  █ ▄ ▄        ▄                    
    12 ┼            ▄ █ ▄   ▄        █ █  █ █ █   ▄    █                    
    11 ┼────────────█─█─█─▄─█──────▄─█─█──█─█─█─▄─█────█───────             
    10 ┼            █ █ █ █ █      █ █ █  █ █ █ █ █  ▄ █                    
     9 ┼            █ █ █ █ █      █ █ █  █ █ █ █ █  █ █ ▄ ▄                
     8 ┼ ▄          █ █ █ █ █      █ █ █  █ █ █ █ █  █ █ █ █                
     7 ┼─█──────────█─█─█─█─█──────█─█─█──█─█─█─█─█──█─█─█─█─▄─             
     6 ┼ █     ▄ ▄  █ █ █ █ █  ▄ ▄ █ █ █  █ █ █ █ █  █ █ █ █ █              
     5 ┼ █     █ █  █ █ █ █ █  █ █ █ █ █  █ █ █ █ █  █ █ █ █ █              
     4 ┼ █ ▄   █ █  █ █ █ █ █  █ █ █ █ █  █ █ █ █ █  █ █ █ █ █              
     3 ┼─+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+─*            
         A B C D E  F G H I J  K L M N O  P Q R S T  U V W X Y              
         ────I────  ────II───  ───III───  ────IV───  ────V────              
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
                                 I.                                         
  1.1. Активность - пассивность                    -  A =  8  42%           
  1.2. Доминирование - подчиненность               -  B =  4   8%           
  1.3. Общительность - замкнутость                 -  C =  3   0%           
  1.4. Поиск впечатлений - избегание впечатлений   -  D =  6  25%           
  1.5. Проявление - избегание чувства вины         -  E =  6  25%           
  ---------------------------------------------------------------           
    1. Экстраверсия - Интроверсия                  - ЭИ = 27  20%           
 
                                II.                                         
  2.1. Теплота - равнодушие                        -  F = 12  75%           
  2.2. Сотрудничество - соперничество              -  G = 13  83%           
  2.3. Доверчивость - подозрительность             -  H = 12  75%           
  2.4. Понимание - непонимание                     -  I = 11  67%           
  2.5. Уважение других - самоуважение              -  J = 12  75%           
  ---------------------------------------------------------------           
    2. Привязанность - Отделенность                - ПО = 60  75%           
 
                                III.                                        
  3.1. Аккуратность - неаккуратность               -  K =  6  25%           
  3.2. Настойчивость - отсутствие настойчивости    -  L =  6  25%           
  3.3. Ответственность - безответственность        -  M = 11  67%           
  3.4. Самоконтроль - импульсивность               -  N = 14  92%           
  3.5. Предусмотрительность - беспечность          -  O = 13  83%           
  ---------------------------------------------------------------           
    3. Контролирование - Естественность            - КЕ = 50  58%           
 
                                IV.                                         
  4.1. Тревожность - беззаботность                 -  P = 15 100%           
  4.2. Напряженность - расслабленность             -  Q = 13  83%           
  4.3. Депрессивность - эмоциональная комфортность -  R = 13  83%           
  4.4. Самокритика - самодостаточность             -  S = 11  67%           
  4.5. Эмоциональная лабильность -                                          
                        эмоциональная стабильность -  T = 12  75%           
  ---------------------------------------------------------------           
    4. Эмоциональность -                                                    
                      Эмоциональная сдержанность   - ЭС = 64  82%           
 
                                 V.                                         
  5.1. Любопытство - консерватизм                  -  U = 10  58%           
  5.2. Любознательность - реалистичность           -  V = 13  83%           
  5.3. Артистичность - неартистичность             -  W =  9  50%           
  5.4. Сенситивность - нечувствительность          -  X =  9  50%           
  5.5. Пластичность - ригидность                   -  Y =  7  33%           
  ---------------------------------------------------------------           
    5. Игривость - Практичность                    - ИП = 48  55%           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Отсутствие уверенности в отношении правильности своего  пове-         
 дения и невнимание к происходящим вокруг событиям;  большая  опора         
 на собственные силы и желания, чем на взгляды других людей;  пред-         
 почтение абстрактных идей  конкретным  явлениям  действительности.         
 Ровный, несколько сниженный фон настроения.  Озабоченность  своими         
 личными проблемами и переживаниями. Сдержанность, замкнутость, из-         
 бегание рассказов о себе, слабый интерес к проблемами  других  лю-         
 дей. Предпочитает книги общению с людьми. Отдает предпочтение тео-         
 ретическим и научным видам деятельности.  Любит  планировать  свое         
 будущее, всегда взвешивает свои поступки, не доверяет  первым  по-         
 буждениям и увлечениям, всегда строго контролирует  свои  чувства.         
 Легко переносят однообразие в деятельности, лучше работает в спо-          
 спокойной обстановке и в первой половине дня. Более чувствителен к         
 наказанию, чем к поощрению.                                                
 
      Позитивное отношение к людям. Потребность быть рядом с други-         
 ми людьми. Как правило, это добрый, отзывчивый человек, он  хорошо         
 понимает других людей, чувствует личную ответственность за их бла-         
 гополучие, терпимо относится к недостаткам других людей. Умеет со-         
 переживать, поддерживает коллективные мероприятия и чувствуют  от-         
 ветственность за общее дело, добросовестно и ответственно выполня-         
 ет взятые на себя поручения. Взаимодействуя с другими, такой чело-         
 век старается избегать разногласий, не любит  конкуренции,  больше         
 предпочитает сотрудничать с людьми, чем соперничать. В группе  та-         
 кой человек, как правило, пользуется уважением.                            
 
      Средний тестовый показатель по шкале  "Контролирование - Ес-          
 тественность".                                                             
 
      Эмоциональная неустойчивость, пониженная способность  контро-         
 лировать свои эмоции и импульсивные влечения. В поведении это про-         
 является как слабо выраженное чувство  ответственности,  уклонение         
 от реальности, капризность. Такой человек моможет чувствовать себя         
 беспомощными, неспособными справиться  с  жизненными  трудностями.         
 Его поведение во многом обусловлено ситуацией. Он с тревогой  ожи-         
 дает неприятностей, в случае неудачи легко впадает  в  отчаяние  и         
 депрессию. Такой человек хуже работает в стрессовых  ситуациях,  в         
 которых испытывает психологическое напряжение. У него, как  прави-         
 ло, заниженная самооценка, он обидчив и в неудачах.                        
 
      Средний тестовый показатель по  шкале  "Игривость -  Практич-         
 ность".