МЕТОДИКА:                                  
                  Шестнадцатифакторный личностный опросник                  
             Sixteen Personality Faktor Questionnaire (16-PF "D")           
                          (Р.Б.Кэттелл, Р.В.Коан).                          
 
      Методика предназначена для измерения 16 факторов личности первого по- 
 рядка. Опросник является реализацией подхода к  исследованию  личности  на 
 основе теории черт. В методику включена дополнительная шкала достоверности 
 информации, измеряющая искренность ответов испытуемого.                    
      При разработке  методики  Р.Кэттелл первоначально  исходил  из  т. н. 
 L-данных (life record data), т.е. данных, полученных путем регистрации ре- 
 ального поведения человека в повседневной жизни. Выделенные  Г.Олпортом  и 
 Х.Олберг 4500 слов, ясно обозначаемых черты личности и особенности поведе- 
 ния (на базе словаря из 18 000 слов), Р.Кэттелл разбил  на  синонимические 
 группы и отобрал в каждой из них по  одному  слову,  выражающему  основное 
 смысловое содержание соответствующей группы. Это позволило сократить  спи- 
 сок личностных черт до 171. Затем каждая из  этих  характеристик  личности 
 оценивалась экспертами с целью выбора наиболее значимых. Взаимная корреля- 
 ция экспертных оценок позволила выделить 36 корреляционных  плеяд,  внутри 
 которых расположились высококоррелирующие характеристики. Все  плеяды  со- 
 держали пары членов, имеющие значимые отрицательные  корреляции.  Так  был 
 получен набор из 36 биполярных названий, который был  дополнен  до  46  за 
 счет включения специальных терминов, найденных в работах других исследова- 
 телей. В результате факторизации L-данных было получено от 12 до 15 факто- 
 ров.                                                                       
      В дальнейшем Р.Кэттелл осуществил переход к Q-данным (questionnaire), 
 т.е. данным полученным с помощью опросников и других  методов  самооценок. 
 При этом сбор Q-данных координировался с  имеющимися  L-данными.  Наиболее 
 известной факторной моделью является 16-факторная, соотнесенная с  методи- 
 кой 16-PF. Факторы личности, диагностируемые 16-PF,  обозначаются  буквами 
 латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для  тех  факто- 
 ров, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют  "бытовые"  (обще- 
 доступные) и "технические" (предназначенные  для  специалистов)  названия. 
 Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной  фор- 
 ме, чем устраняется двусмысленность в оценке направленности  оси  фактора. 
 Указанием различных противоположностей можно изменить  направление  интер- 
 претации.                                                                  
 
      Результаты тестирования выражаются в шкале стенов с минимальным  зна- 
 че нием в 1 балл, средним 5,5 балла, максимальным - 10 баллов.             
 
      Программа строит "профиль личности", при интерпретации которого  ори- 
 ентируется на степень выраженности каждого фактора. Учитывая  сложный  ха- 
 рактер взаимодействия факторов методики результаты  автоматической  интер- 
 претации требуют коррекции со стороны профессионального психолога.         
 
      Форма "D" применяется для тестирования испытуемых с  образованием  на 
 уровне 5-7 классов, словарный запас которых ниже, чем у лиц с более  высо- 
 ким образованием. Данный вариант используется также при ограниченном  вре- 
 мени обследования. Для тестирования испытуемых с образованием не ниже  8-9 
 классов применяется форма "А" или "В".                                     
 
      Опросник состоит из 105 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 30-40 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Sixteen Personality Faktor Questionnaire (16-PF, "D").           
 Ф.И.О: ____________________                                                
 Доп. данные: ______________                                                
 
 
                              Диаграмма:                                    
 
         *                                                                  
      10 ┼                                                                  
       9 ┼             ▄▄                               ▄▄                  
       8 ┼─────────────██────▄▄──────────▄▄───────▄▄────██────              
       7 ┼             ██    ██          ██       ██    ██                  
       6 ┼             ██    ██       ▄▄ ██       ██ ▄▄ ██                  
       5 ┼       ▄▄    ██ ▄▄ ██       ██ ██       ██ ██ ██                  
       4 ┼       ██    ██ ██ ██ ▄▄    ██ ██    ▄▄ ██ ██ ██ ▄▄               
       3 ┼─▄▄────██─▄▄─██─██─██─██────██─██────██─██─██─██─██─              
       2 ┼ ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██               
       1 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██               
       0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*             
           Д  A  B  C  E  F  G  H  I  L  M  N  O  Q1 Q2 Q3 Q4               
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
      Шкала достоверности информации                 -   Д =  3             
      1. Аналитичность - Эмоциональность             -   A =  1             
      2. Конкретное мышление - Абстрактное мышление  -   B =  5             
      3. Слабость "Я" - Сила "Я"                     -   C =  3             
      4. Конформность - Доминантность                -   E =  9             
      5. Сдержанность -Экспрессивность               -   F =  5             
      6. Слабость "Сверх-Я" - Сила "Сверх-Я"         -   G =  8             
      7. Робость -  Смелость                         -   H =  4             
      8. Жесткость - Мягкосердечность                -   I =  2             
      9. Доверчивость - Недоверчивость               -   L =  6             
     10. Практичность - Мечтательность               -   M =  8             
     11. Наивность - Проницательность                -   N =  2             
     12. Уверенность в себе - Тревожность            -   O =  4             
     13. Консерватизм - Радикализм                   -  Q1 =  8             
     14. Социабельность - Самодостаточность          -  Q2 =  6             
     15. Импульсивность - Контроль желаний           -  Q3 =  9             
     16. Расслабленность - Напряженность             -  Q4 =  4             
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокая достовеpность pезультатов тестирования, искренность в         
 ответах на вопросы методики, самокритичность, хорошее  самопонима-         
 ние, осознание своих проблем, конфликтов, недостатков характера.           
 
      Сдержанный в эмоциональныx проявленияx, критичный, отстранен-         
 ный, скрытный, скептичный, обращенный во внутренний мир, предпочи-         
 тающий работать сам, не склонный к компромиссам, жесткий,  строгий         
 в оценке людей, отстаивающий свои идеи.                                    
 
      С пониженной эмоциональной устойчивостью, чувствительный, пе-         
 ременчивый в своиx планаx  и  интересаx,  легко  расстраивающийся,         
 поддающийся чувствам и случайным колебаниям настроения, склонный к         
 уклонению от реальности.                                                   
 
      Склонный к лидерству, самоутверждающийся, настойчивый,  неза-         
 висимый, самостоятельный, не признающий авторитеты,  руководствую-         
 щийся собственными правилами поведения, уверенный в  себе,  непре-         
 клонный.                                                                   
 
      Совестливый,  моралистичный,  дисциплинированный,  обязатель-         
 ный, требовательный к себе, с xорошим  самоконтролем,  ответствен-         
 ный, руководствующийся чувством долга, точный и  аккуратный  в де-         
 лах, любящий во всем порядок.                                              
 
      Рационалистичный, подчиняющийся  чувству  рассудка,  практич-         
 ный, реалистичный в суждениях, не фантазирует, действует по  логи-         
 ке, полагающийся на себя, сильный, независимый, мужественный, жес-         
 ткий по отношению к окружающим.                                            
 
      Мечтательный, погруженный в себя, не обращающий  внимания  на         
 повседневные дела и обязанности, непрактичный, поглощенный  своими         
 идеями, интересующийся абстрактными проблемами, с  развитым  твор-         
 ческим воображением, с выраженной индивидуальностью.                       
 
      Непосредственный, бесxитростный, искренний, наивный,  любящий         
 простые естественные вещи и чувственные радости, откровенный,  все         
 принимающий на веру, легко загорающийся общими увлечениями, сенти-         
 ментальный, прямолинейный, иногда грубоват и резок.                        
 
      Склонный к новому, экспериментирующий,  радикально  настроен-         
 ный, свободно мыслящий, xорошо информированный  в  разныx  сферах,         
 стремящийся все проанализировать и понять самостоятельно,  отлича-         
 ющийся критичностью мышления.                                              
 
      Организованный, умеющий хорошо контролировать свои  эмоции  и         
 поведение, действующий планомерно и упорядочено, проявляющий забо-         
 ту о своей социальной репутации, стремящийся к строгому соблюдению         
 общественных норм и моральных требований.