МЕТОДИКА:                                  
                  Шестнадцатифакторный личностный опросник                  
            Sixteen Personality Faktor Questionnaire (16-PF "A")            
                          (Р.Б.Кэттелл, Р.В.Коан).                          
 
      Предназначен для измерения 16 факторов личности первого порядка  и  4 
 факторов второго порядка. Методика является реализацией подхода к исследо- 
 ванию личности на основе теории черт.                                      
      При разработке  методики  Р.Кэттелл первоначально  исходил  из  т. н. 
 L-данных (life record data), т.е. данных, полученных путем регистрации ре- 
 ального поведения человека в повседневной жизни. Выделенные  Г.Олпортом  и 
 Х.Олберг 4500 слов, ясно обозначаемых черты личности и особенности поведе- 
 ния (на базе словаря из 18 000 слов), Р.Кэттелл разбил  на  синонимические 
 группы и отобрал в каждой из них по  одному  слову,  выражающему  основное 
 смысловое содержание соответствующей группы. Это позволило сократить  спи- 
 сок личностных черт до 171. Затем каждая из  этих  характеристик  личности 
 оценивалась экспертами с целью выбора наиболее значимых. Взаимная корреля- 
 ция экспертных оценок позволила выделить 36 корреляционных  плеяд,  внутри 
 которых расположились высококоррелирующие характеристики. Все  плеяды  со- 
 держали пары членов, имеющие значимые отрицательные  корреляции.  Так  был 
 получен набор из 36 биполярных названий, который был  дополнен  до  46  за 
 счет включения специальных терминов, найденных в работах других исследова- 
 телей. В результате факторизации L-данных было получено от 12 до 15 факто- 
 ров.                                                                       
      В дальнейшем Р.Кэттелл осуществил переход к Q-данным (questionnaire), 
 т.е. данным полученным с помощью опросников и других  методов  самооценок. 
 При этом сбор Q-данных координировался с  имеющимися  L-данными.  Наиболее 
 известной факторной моделью является 16-факторная, соотнесенная с  методи- 
 кой 16-PF. Факторы личности, диагностируемые 16-PF,  обозначаются  буквами 
 латинского алфавита, причем буква "Q" используется только для  тех  факто- 
 ров, которые выделены на основе Q-данных. Факторы имеют  "бытовые"  (обще- 
 доступные) и "технические" (предназначенные  для  специалистов)  названия. 
 Как бытовые, так и технические названия факторов даются в биполярной  фор- 
 ме, чем устраняется двусмысленность в оценке направленности  оси  фактора. 
 Указанием различных противоположностей можно изменить  направление  интер- 
 претации.                                                                  
      Рассмотренные выше факторы - первого порядка. В итоге  их  дальнейшей 
 факторизации были выделены более общие факторы второго порядка.            
      В данную компьютерную версию включены две эквивалентные формы  опрос- 
 ника "A" и "B" по 187 вопросов в каждой для обследования взрослых с  обра- 
 зованием не ниже 8-9 классов. Для тестирования испытуемых  с  образованием 
 на уровне 5-7 классов, словарный запас которых ниже, а также  при  ограни- 
 ченном времени обследования применяется форма "D".                         
 
      Результаты тестирования выражаются в шкале стенов с минимальным  зна- 
 че нием в 1 балл, средним 5,5 балла, максимальным - 10 баллов.             
 
      Программа строит "профиль личности", при интерпретации которого  ори- 
 ентируется на степень выраженности каждого фактора. Учитывая  сложный  ха- 
 рактер взаимодействия факторов методики результаты  автоматической  интер- 
 претации требуют коррекции со стороны профессионального психолога.         
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Sixteen Personality Faktor Questionnaire (16-PF, "A").           
 Ф.И.О:_____________________                                                
 Доп. данные:_______________                                                
 
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
           *                                                                
        10 ┼                                  ▄▄                            
         9 ┼                                  ██                            
         8 ┼─▄▄───────────────────────────────██───────▄▄────               
         7 ┼ ██                      ▄▄       ██       ██ ▄▄                
         6 ┼ ██          ▄▄ ▄▄       ██       ██       ██ ██                
         5 ┼ ██ ▄▄       ██ ██       ██       ██    ▄▄ ██ ██                
         4 ┼ ██ ██    ▄▄ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ▄▄ ▄▄ ██    ██ ██ ██                
         3 ┼─██─██─▄▄─██─██─██─██─██─██─██─██─██─▄▄─██─██─██─               
         2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                
         1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                
         0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*              
             A  B  C  E  F  G  H  I  L  M  N  O  Q1 Q2 Q3 Q4                
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
       1. Аналитичность - Эмоциональность             -   A =  8            
       2. Конкретное мышление - Абстрактное мышление  -   B =  5            
       3. Слабость "Я" - Сила "Я"                     -   C =  3            
       4. Конформность - Доминантность                -   E =  4            
       5. Сдержанность -Экспрессивность               -   F =  6            
       6. Слабость "Сверх-Я" - Сила "Сверх-Я"         -   G =  6            
       7. Робость -  Смелость                         -   H =  4            
       8. Жесткость - Мягкосердечность                -   I =  4            
       9. Доверчивость - Недоверчивость               -   L =  7            
      10. Практичность - Мечтательность               -   M =  4            
      11. Наивность - Проницательность                -   N =  4            
      12. Уверенность в себе - Тревожность            -   O = 10            
      13. Консерватизм - Радикализм                   -  Q1 =  3            
      14. Социабельность - Самодостаточность          -  Q2 =  5            
      15. Импульсивность - Контроль желаний           -  Q3 =  8            
      16. Расслабленность - Напряженность             -  Q4 =  7            
       I. АДАПТИРОВАННОСТЬ - ТРЕВОЖНОСТЬ              -  F1 =  5            
      II. ИНТРОВЕРСИЯ - ЭКСТРАВЕРСИЯ                  -  F2 =  5            
     III. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ - УРАВНОВЕШЕННОСТЬ         -  F3 =  4            
      VI. КОНФОРМНОСТЬ - НЕЗАВИСИМОСТЬ                -  F4 =  3            
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Эмоционально выразительный, общительный, добросердечный, вни-         
 мательный, открытый, приспособляемый, отзывчивый, участвующий, го-         
 товый к сотрудничеству, естественный и непринужденный в поведении.         
 
      С пониженной эмоциональной устойчивостью, чувствительный, пе-         
 ременчивый в своиx планаx  и  интересаx,  легко  расстраивающийся,         
 поддающийся чувствам и случайным колебаниям настроения, склонный к         
 уклонению от реальности.                                                   
 
      Склонный к чувству вины, ранимый, впечатлительный,  неуверен-         
 ный в себе, тревожный, озабоченный, печальный, грустный, беспокой-         
 ный, чувствительный к замечаниям и порицаниям, обязательный, недо-         
 оценивающий свои возможности, знания и компетентность.                     
 
      Консервативный, уважающий традиционные идеи и  представления,         
 не любящий перемен, осторожный в отношении всего нового,  ориенти-         
 рованный на строгое соблюдение требований более старших и  опытных         
 товарищей, а также опыт предшествующих поколений.                          
 
      Организованный, умеющий хорошо контролировать свои  эмоции  и         
 поведение, действующий планомерно и упорядочено, проявляющий забо-         
 ту о своей социальной репутации, стремящийся к строгому соблюдению         
 общественных норм и моральных требований.                                  
 
      Зависимость поведения от обстоятельств и случайных  факторов,         
 пассивность, склонность ориентироваться на групповые  нормы,  пот-         
 ребность в поддержке со стороны  окружающих,  умение  подчиняться,         
 уступчивость, уважение к авторитетам.